Развитие персонала заключается в повышении квалификации, уровня знаний и навыков сотрудников, теоретическое и практическое обучение. В идеале, эти мероприятия нужно проводить регулярно, так как работодатель напрямую заинтересован высоких деловых и личных качествах персонала. Для развития работников можно проводить курсы повышения квалификации и переобучение, проверять навыки и знания непосредственно на предприятии или с привлечением сторонних специалистов. Также можно организовать самообучение, в чем поможет система «Добыто. Знания».
Читайте, какие форматы и направления для развития персонала может использовать работодатель, где заказать такие программы и курсы, как организовать самообучение сотрудников.
- Зачем работодателю развитие персонала
- По каким направлениям ведется развитие персонала
- Варианты действий для развития кадрового потенциала и навыков сотрудников
- Обучение до начала работы
- Повышение квалификации, профессиональное переобучение
- Контроль знаний и навыков
- Самообучение
- Формы обучения и развития персонала
- Преимущества реализации учебных программ через систему кадрового электронного документооборота
- Выводы
- FAQ
- Список источник
Зачем работодателю развитие персонала
Даже низкоквалифицированный персонал нужно обучить перед допуском к работе, разъяснить трудовую функцию и обязанности. Если речь идет о квалифицированных специалистах, то от их образования, уровня знаний и навыков зависит эффективная работа предприятия. Поэтому работодатель напрямую заинтересован в развитии сотрудников по следующим причинам:
- чтобы обеспечить соответствие занимаемой должности, уровню компетенций, полномочий и обязанностей;
- чтобы снизить количество брака и нарушений со стороны работников;
- чтобы повысить общее качество работы персонала, в том числе при взаимодействии с клиентами;
- чтобы сократить количество случаев травматизма, причинения ущерба имуществу организации;
- чтобы обеспечить переход на современные технологии, обучить работе с новым оборудованием и программным обеспечением.
Развитие персонала связано с финансовыми и временными затратами. Например, работодатель может заказывать курсы повышения квалификации или семинары, направлять туда сотрудников с отрывом от работы. Но в конечном итоге все затраты окупятся, так как обученный и квалифицированный персонал работает эффективнее.
Для развития персонала нужно учитывать специфику деятельности организации. Например, для производства в приоритете будет повышение навыков работы с оборудованием и новыми технологиями. Для офисных работников развитие может заключаться в обучении работы с профильными программами, системами электронного документооборота. Работодатель может реализовать и комплексные программы развития персонала сразу по нескольким направлениям.
Комментарий эксперта. Руководитель организации также должен повышать общий уровень своей квалификации, подтвердить его по итогам обучения. Для некоторых сфер деятельности это является обязательным требованием закона. Например, руководители управляющих компаний в области ЖКХ обязан периодически проходить аттестацию с проверкой знаний. Если не выполнить это условие, занимать руководящую должность нельзя.

По каким направлениям ведется развитие персонала
Есть множество программ развития персонала, которые можно реализовать через стороннюю организацию или самостоятельно. Вот самые распространенные направления:
- на соответствие требованиям нормативных актов (например, для многих должностей нужно регулярно проводить обучение по нормам пожарной безопасности);
- для повышения деловых и личных качеств специалистов (это может быть курс по определенному предмету, области знаний);
- на соответствие профильным стандартам, нормативным и локальным актам (например, работник может пройти обучение на знание стандартов ГОСТ, которые охватывают его компетенцию);
- для подтверждения требований при допуске к определенным видам работ (сюда входит обучение со сдачей экзаменов и тестов, прохождением итоговой аттестации);
- для психологической подготовки сотрудников (например, обучение навыкам взаимодействия с клиентами).
Также работодатель должен обеспечить условия, чтобы сотрудник был сам заинтересован в развитии, повышении своей квалификации, деловых и личных качеств. Это может быть материальное стимулирование (например, увеличение надбавок за определенные классы и категории знаний), перспективы карьерного роста, иные бонусы. Если в развитии заинтересованы обе стороны трудовых отношений, реализовать любую программу намного проще.
Варианты действий для развития кадрового потенциала и навыков сотрудников
Прежде всего, особенности и периодичность мероприятий по развитию персонала определяются кадровой политикой организации. Она прописывается в локальных актах, доводится до сведения ответственных лиц. Сам процесс обучения и проверок может быть реализован следующим способами:
- взаимодействие с сотрудником до официального приема на работу или сразу после трудоустройства (например, для вновь принятого работника можно организовать вводные курсы или учебные программы);
- заключение договоров с образовательными центрами и иными аналогичными организациями (например, для направления персонала на курсы повышения квалификации);
- проведение мероприятий непосредственно на предприятии (это могут быть различные тренинги, практические занятия);
- обеспечение условий для самообучения (например, предоставление работнику доступа к базам данных и программам, где можно повышать уровень знаний).
Также различные обучающие программы, в том числе бесплатные, могут предлагать государственные структуры. Они реализуются в рамках мер по поддержке бизнеса.

Обучение до начала работы
При приеме на работу проверяется соответствие сотрудника по ряду требований (например, по наличию образования в определенной сфере, опыту работы и т.д.). Для подготовки к трудовому процессу работодатель может
- предложить новому сотруднику самому пройти определенные курсы и программы обучения, в том числе с компенсацией расходов;
- направить кандидата на специальную подготовку, исходя из специфики должности;
- организовать вводное обучение непосредственно на месте работы (например, с оформлением наставничества, с проверкой знаний после завершения испытательного срока);
- обеспечить условия для самообучения (например, в первые дни работы сотруднику дается время для изучения нормативных и локальных актов, особенностей трудовых процессов).
Для контроля за выполнением указанных мероприятий руководитель может закрепить за новым сотрудником опытного специалиста. Также эти полномочия изначально есть у кадровой службы.
Повышение квалификации, профессиональное переобучение
В процессе трудовых отношений работодатель проводит разовые или постоянные (периодические) мероприятия по развитию персонала. Это может быть:
- содействие в получении первого или последующего профессионального, высшего образования;
- направление на курсы повышения квалификации, на переобучение;
- реализация дистанционных программ обучения, без отрыва специалистов от работы (например, онлайн-курсы, вебинары, видеоконференции и т.д.);
- организация обучения непосредственно на рабочем месте (например, при внедрении новых программ и систем документооборота);
- реализация программ по обмену опытом с другими предприятиями (например, для этого группа сотрудников может направляться на практику).
Для многих профессий и специальностей прохождение курсов повышения квалификации и профессионального обучения является обязательным требованием (например, педагоги, медицинские работники и т.д.). По их итогам выдаются свидетельства, дипломы и иные подтверждающие документы.
Комментарий эксперта. Чтобы упорядочить процесс развития персонала и не остановить работу предприятия, работодатель утверждает план мероприятий. Ответственность за его реализацию возлагается на представителей кадровой службы, на начальников профильных подразделений. На больших предприятиях направление персонала на курсы или обучение по месту работы осуществляется постоянно. Контролировать выполнение плана мероприятий проще всего через систему кадрового электронного документооборота (например, такой функционал есть в системе «Добыто. КЭДО»).

Контроль знаний и навыков
Чтобы убедиться в эффективности программ развития персонала, работодатель может организовать проверку знаний и навыков. Это может быть:
- сдача экзаменов после завершения курсов, обучения;
- прохождение аттестации, в том числе на базе государственных учреждений;
- проведение практических и теоретических тестов по месту работы;
- анализ качества выполнения должностных обязанностей в ходе внутренних проверок.
Для проверки квалификации сотрудников можно использовать сервис «Добыто. Знания». Там реализована программа самообучения на основе алгоритмов искусственного интеллекта, возможность сдачи тестов по мере изучения материалов. Система позволяет отслеживать процесс обучения и итоги тестирования. На основе этих данных могут приниматься различные решения на уровне руководителя организации и кадровой службы.
Самообучение
Этот вариант также может быть достаточно эффективным способом развития персонала. Но многое зависит от действий самих сотрудников предприятия, их желания и готовности изучать документы, повышать уровень знаний и практических навыков. Самообучение может быть реализовано по следующим направлениям:
- предоставлением сотруднику методических и обучающих материалов для самостоятельного изучения;
- внедрением специальных программ, где можно работать с документами, нормативными актами (например, такую возможность предоставляет система «Добыто. Знания»);
- предоставлением доступа к государственным и коммерческим интернет-платформам, где можно проходить обучение, сдавать тесты.
Отметим, что программы самообучения персонала нужно использовать с учетом индивидуальной специфики трудовой функции сотрудника. Например, кадровика не нужно обучать навыкам работы с производственным оборудованием. Ему необходимо предоставить доступ к нормативным актам, методическим материалам, судебной практике, иной документации. Для отработки практических навыков могут предлагаться к решению различные задачи, напрямую связанные с трудовой функцией.

Формы обучения и развития персонала
Организовать процесс развития персонала руководитель организации может следующими способами:
- очным обучением с отрывом от работы (например, направление на курсы одного сотрудника или группы специалистов);
- дистанционное обучение (например, заказ онлайн-курсов и лекций, участие в вебинарах);
- обучение на рабочем месте (например, практические тренинги, изучение методических материалов);
- комбинированные форматы обучения (например, направление на очные курсы, после чего сотрудник сдаст тесты удаленно).
Если заказывать повышение квалификации или профессиональное обучение, то необходимо заключать договор с организацией, имеющей лицензию на оказание образовательных услуг. Для проведения обучающих мероприятий непосредственно на предприятии можно привлекать экспертов в соответствующих областях знаний.
Преимущества реализации учебных программ через систему кадрового электронного документооборота
Для реализации программ развития персонала непосредственно на предприятии можно использовать системы «Добыто. КЭДО» и «Добыто. Знания». Их функционал позволяет:
- получить доступ к официальным юридическим документам (законы, приказы, судебная практика и т.д.);
- гибко настраивать различные тесты для самообучения специалистов, с учетом их профиля работы и текущей квалификации;
- работать с шаблонами документов (например, с приказами, заявлениями, договорами и т.д.);
- отрабатывать навыки подписания и согласования документов в электронном виде;
- получать практику работы с ЭЦП различного уровня (специфика может отличаться для взаимодействия на государственных платформах и внутренних сервисах организации).
Постоянное самообучение в системе «Добыто. Знания» можно сопровождать тренингами и практическими занятиями с персоналом. Бесплатная демоверсия позволит ознакомиться с основными функциями сервиса.
Комментарий эксперта. Сам факт работы с системой электронного документооборота требует определенных знаний и навыков. Поэтому для сотрудников, которые будут взаимодействовать в сервисах ЭДО, нужно провести вводное обучение. Если вы используете систему «Добыто. КЭДО», то помощь в настройке функционала и обучению окажет служба поддержки.

Выводы
- Развитие персонала – это комплекс разовых или постоянных мероприятий, направленных на повышение квалификации и обучение, приобретение новых знаний и навыков, их проверку. Реализацией указанных программ может заниматься сам руководитель, кадровая служба или иные подразделения компании.
- В состав мероприятий для развития персонала могут входить курсы, лекции, семинары и вебинары, видеоконференции, практические занятия. Также руководитель может обеспечить условия для самообучения, в том числе с использованием систем электронного документооборота.
- Процесс развития персонала может сопровождаться проверкой и оценкой знаний, уровня квалификации. Для этого проводятся экзамены, тесты, аттестации и иные аналогичные процедуры.
FAQ
Что включает развитие персонала?
Сюда может входить повышение квалификации, профессиональное обучение или получение нового образования. Также если программы развития деловых и личных качеств сотрудников, обучения работе с определенными программами и оборудованием.
Где осуществляется развитие персонала?
Можно использовать различные форматы обучения – дистанционное, очное, по месту работы, комбинированные схемы. Также руководитель может обеспечить условия для самообучения, ввести меры стимулирования в отношении персонала.
Кто участвует в процессе развития персонала?
Общей организацией мероприятий по развитию персонала занимается руководитель организации. Также эти полномочия могут передаваться кадровой службе, иным подразделениям компании. Заказать различные обучающие программы можно в сторонних организациях.