Программы развития сотрудников

Блог

Одним из факторов успешного развития любой компании является раскрытие потенциала своих специалистов, повышении их мотивации, квалификации и объема практических знаний, навыков. С этой целью можно использовать различные программы развития сотрудников. Они будут включать теоретическую подготовку и отработку задач на практике, повышение квалификации. Особое внимание уделяется переходу на использование современных методик обучения, в том числе на основе искусственного интеллекта.

Читайте, какие программы развития сотрудников актуальны сейчас и как реализовать их на практике, в чем заключаются преимущества обучения с использованием искусственного интеллекта и онлайн-сервисов.

Зачем нужны программы развития сотрудников

Даже если у сотрудника изначально есть высокая квалификация и отличное образование, это не гарантирует полноценную отдачу во время работы, достижение всех поставленных целей. Исходные знания и навыки нужно уметь применять на практике, с учетом сферы деятельности компании, намеченных планов по развитию бизнеса. Что раскрыть потенциал своих специалистов, руководитель организации и кадровая служба могут:

  • использовать стандартные программы повышения квалификации и переобучения (обычно по основному профилю работы);
  • реализовывать программы практической подготовки непосредственно на рабочем месте;
  • создавать различные условия для мотивации и личностного роста персонала (например, денежное вознаграждение за достижение определенных показателей);
  • использовать удаленные программы развития сотрудников, в том числе онлайн-тренинги и вебинары, базы данных и т.д.

Прежде чем приступать к реализации любой программы, нужно определиться с целями для самой компании, ее руководства и рядовых сотрудников. Как минимум, персонал нужно заинтересовать в развитии, показать перспективы карьерного роста или иные преимущества. Только в этом случае будет отдача от вложенных средств и усилий.

Конечные цели реализации программы – повышение эффективности работы компании и отдельных сотрудников, снижение издержек и увеличение прибыли. Также одной из задач может быть соблюдение обязательных требований законодательства, федеральных стандартов и правил. Например, с января 2023 года все государственные структуры и учреждения были обязаны перейти на электронный документооборот (ЭДО). Такие же требования поэтапно вводятся для всех юридических лиц, работающих в России. Очевидно, что для их соблюдения нужно обучить сотрудников работе с соответствующими сервисами и программными комплексами. Подробнее о реализации ЭДО можно узнать из материалов на сайте Правительства РФ.

Комментарий эксперта. Программы развития сотрудников могут быть разовыми, краткосрочными или долгосрочными. В идеале, специалисты компании должны развиваться постоянно, повышать квалификацию и учиться применять новые знания в процессе работы. В достижении этих целей поможет сервис «Добыто. Знания». В его основе лежит модель искусственного интеллекта с автоматизированным обучением. Чтобы оценить все преимущества данного сервиса, вы можете заказать демоверсию.

Примерный алгоритм реализации программы развития персонала.
Примерный алгоритм реализации программы развития персонала.

Преимущества для компании и персонала

Организация, которая использует и применяет на практике программы развития своих сотрудников, получает следующие преимущества:

  • снижается текучка кадров, так как работодатель будет ценить специалистов, в обучение которых вложены деньги и время;
  • повышается эффективность работы, так как персонал сможет применять на практике современные технологии и программные ресурсы;
  • снижаются общие издержки компании (прежде всего, за счет автоматизации процессов, перевода документооборота в электронную форму);
  • повышается привлекательность компании в глазах потенциальных клиентов, новых специалистов.

Экономия на издержках может быть прямой и косвенной. Например, внедрение и использование документооборота сокращает расходы на бумагу, принтеры и иное оборудование. Одновременно ускоряет процесс обмена документами, их согласования через различные службы. Взаимодействие со сторонними организациями и государственными структурами наверняка будет проще и быстрее, так как они тоже используют в работе системы электронного документооборота.

Для рядовых сотрудников предприятия программы развития не менее актуальны:

  • повышение квалификации и получение новых знаний (навыков) повысит эффективность всех действий;
  • обученный и опытный персонал всех получает больше, чем низкоквалифицированные работники;
  • получение новых знаний и повышение квалификации дает хорошие шансы на карьерный рост, преимущества при дальнейшем трудоустройстве.

Современные программы развития являются разносторонними. Они не только учат техническим навыкам работы с определенными приложениями, сервисами и базами данных. Персонал научиться эффективно взаимодействовать с другими специалистами и службами, получит знания в сфере психологии и социологии. Все это будет реализовано на практике в ходе тренингов, решения тестовых задач.

Варианты реализации программ развития сотрудников

Работодатели используют различные вид программ для развития своих сотрудников. Это могут быть:

  • методические материалы для самостоятельного изучения, саморазвития;
  • выездные курсы, семинары и иные аналогичные мероприятия с отрывом от работы;
  • дистанционное обучение через онлайн-сервисы, программы, вебинары и т.д.;
  • реализация теоретические и практических программ непосредственно по месту работы (своей кадровой службой или с привлечением сторонних специалистов).

Полноценная программа развития может включать все перечисленные элементы. Например, после завершения выездного курса сотрудник продолжит обучение через онлайн-сервисы, пройдет тренинг по месту работы.

Если взять за основу сервис самообучения «Добыто. Знания», то акцент будет сделан на следующих направлениях:

  • базовые и продвинутые навыки работы в системе электронного документооборота;
  • изучение и отработка требований к работе с персональными данными (если у компании есть такие полномочия);
  • получение специальных навыков для работы с различными государственными платформами и информационными системами (например, это крайне актуально для участия в тендерах и госзакупках).

Использование искусственного интеллекта позволяет формировать тесты различной сложности, выполнять автоматическую проверку ответов. Такой дифференцированный подход дает возможность развиваться по индивидуальному графику, что актуально для специалистов с разной квалификацией, исходным объемом знаний и навыков.

Комментарий эксперта. Сервис «Добыто. Знания» может быть интегрирован с самыми популярными платформами электронного документооборота. Это важно для отработки практических навыков непосредственно в ходе обучения или после его завершения. Настройка сервисов и систем не представляет сложности. По мере необходимости, помощь в этом окажут наши специалисты.

Цели, которые позволяет достигнуть реализация программ развития сотрудников компании.
Цели, которые позволяет достигнуть реализация программ развития сотрудников компании.

Непосредственное обучение на рабочем месте

Это оптимальный вариант для работодателя, так как сотрудник продолжает работу непосредственно в ходе обучения. Особенности использования данных программ развития:

  • кадровая служба или привлеченные специалисты могут работать персонально с отдельными сотрудниками, либо проводить обучение в группе;
  • кроме методических материалов, для обучения можно использовать программы и сервисы на рабочих компьютерах сотрудников;
  • в ходе программы развития можно ставить практические задачи (с учетом специфики деятельности), максимально быстро отслеживать их выполнение;
  • исходя из промежуточных результатов обучения, можно менять дальнейшую программы (если это возможно).

Еще раз отметим, что «Добыто. Знания» — это сервис и базы данных, которые можно использовать для обучения в любой момент и непосредственно на рабочем месте. Сотрудник не только будет видеть теорию, т.е. определенные блоки информации, но и сразу применять их на практике. Система тестов позволяет быстро проверить, насколько успешно специалист овладел навыками и знаниями, может использовать их в текущей работе.

Дистанционное обучение через онлайн-сервисы

В том или ином виде, данный формат развития сотрудников используют почти все компании. Даже процесс начала работы с новой информационной системой или приложением можно считать обучением. Дистанционные программы могут предусматривать:

  • углубленное изучение функционала программ, которые уже применяются в организации;
  • обучение работы с программными комплексами, которые планируются к внедрению в компании;
  • прослушивание и/или активное участие в онлайн-курсах и вебинарах;
  • прохождение тренингов и курсов, решение тестовых задач.

Единая программа развития сможет не учитывать специфику работы и исходную квалификацию разных сотрудников. На такие случаи можно использовать вариативное обучение (например, с разным объемом информации и задач). Еще лучше, если программа развития будет «подстраиваться» под сотрудника и цели, поставленные при его обучении. Это вполне возможно при использовании современных технологий и искусственного интеллекта. Например, именно так построен формат обучения и проверки его итогов в системе «Добыто. Знания».

Самые важные преимущества перехода с бумажного на электронный документооборот.
Самые важные преимущества перехода с бумажного на электронный документооборот.

Тренинги, практика

Даже если сотрудник добросовестно и усердно освоил программу развития и прошел обучение, полученные навыки и знания нужно уметь применить на практике. С этой целью может предусматриваться:

  • отработка различных задач в рамках пройденного курса (индивидуально или в группе);
  • практические тренинги для отдельных служб и подразделений компании (например, группа по работе с тендерами);
  • сдача тестов и экзаменов по вопросам, сформированным исходя из специфики работы сотрудника и деятельности компании.

При обучении работе с системами электронного документооборота сотрудник покажет знание функционала программ и личного кабинета, навыки обработки разных видов файлов, формирования контейнеров для загрузки и отправки.

Комментарий эксперта. Программы развития могут содержать разные уровни сложности. Они подбираются после анализа предварительных данных о сотруднике, объеме его должностных обязанностей и полномочий. Сбором этой информации может заниматься кадровая служба, либо представитель сторонней организации.

Преимущества реализации программы развития и функционал сервиса «Добыто. Знания»

«Добыто. Знания» это один из сервисов общей системы электронного документооборота, которую предлагает наша компания. Реализация программ развития и обучения с помощью сервиса максимально эффективная для клиентов:

  • система имеет все элементы, необходимые для работы, обучения и проверки знаний;
  • для хранения и обработки информации используются современные технологии (облако, нейросеть и т.д.);
  • сервис имеет функционал не только для индивидуальной, но и групповой работы;
  • за счет современных технологий упрощается прием на работу и обучение новых сотрудников (в среднем, в 3 раза).

Не менее важна экономия времени на подготовку и обучение персонала. В среднем, кадровая служба и тренеры снижают временные затраты более чем на 80%. Это обязательно скажется и на финансовых показателях работы компании.

Примерный перечень этапов перевода компании на электронный документооборот.
Примерный перечень этапов перевода компании на электронный документооборот.

Стоимость услуг

У всех компаний разные цели и задачи, специфика деятельности, численность персонала. Поэтому стоимость подключения к сервису и реализации программ развития рассчитывается индивидуально. На начальном этапе можно ознакомиться с демоверсией программ, основным функциями и опциями. Далее наши специалисты предложат несколько вариантов тарифов, которые вы сможете оценить исходя из своих целей.

Выводы

  • Программа развития сотрудников – это комплекс курсов и обучающих мероприятий, тренингов и практических занятий, тестов. Их можно реализовать в выездном формате, непосредственно на рабочем месте и дистанционно.
  • Программу развития можно организовать на базе сервиса «Добыто. Знания». Это комплексная платформа, где персонал может обучаться и отрабатывать навыки действий в системе электронного документооборота.
  • Преимущества реализации программы развития сотрудников – повышение эффективности деятельности, снижение издержек, переход на современные технологии работы.

FAQ

Что такое программы развития сотрудников?

Это комплекс обучающих программ и курсов, направленных на повышение квалификации, обучению работы с новыми сервисами и платформами. Результат таких мероприятий положительно скажется на развитии компании.

Как выбрать программу развития сотрудников?

Для этого нужно учитывать специфику и сферу деятельности организации, текущее состояние документооборота. Также важны исходные данные об образовании, квалификации, званиях и практических навыках персонала.

Сколько стоит программа развития?

Стоимость таких услуг рассчитывается индивидуально. На стоимость может повлиять не только содержание программы, но и формат ее реализации (на рабочем месте, с выездом, удаленно).

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто