Одним из факторов успешного развития любой компании является раскрытие потенциала своих специалистов, повышении их мотивации, квалификации и объема практических знаний, навыков. С этой целью можно использовать различные программы развития сотрудников. Они будут включать теоретическую подготовку и отработку задач на практике, повышение квалификации. Особое внимание уделяется переходу на использование современных методик обучения, в том числе на основе искусственного интеллекта.
Читайте, какие программы развития сотрудников актуальны сейчас и как реализовать их на практике, в чем заключаются преимущества обучения с использованием искусственного интеллекта и онлайн-сервисов.
- Зачем нужны программы развития сотрудников
- Преимущества для компании и персонала
- Варианты реализации программ развития сотрудников
- Непосредственное обучение на рабочем месте
- Дистанционное обучение через онлайн-сервисы
- Тренинги, практика
- Преимущества реализации программы развития и функционал сервиса «Добыто. Знания»
- Стоимость услуг
- Выводы
- FAQ
- Список источников
Зачем нужны программы развития сотрудников
Даже если у сотрудника изначально есть высокая квалификация и отличное образование, это не гарантирует полноценную отдачу во время работы, достижение всех поставленных целей. Исходные знания и навыки нужно уметь применять на практике, с учетом сферы деятельности компании, намеченных планов по развитию бизнеса. Что раскрыть потенциал своих специалистов, руководитель организации и кадровая служба могут:
- использовать стандартные программы повышения квалификации и переобучения (обычно по основному профилю работы);
- реализовывать программы практической подготовки непосредственно на рабочем месте;
- создавать различные условия для мотивации и личностного роста персонала (например, денежное вознаграждение за достижение определенных показателей);
- использовать удаленные программы развития сотрудников, в том числе онлайн-тренинги и вебинары, базы данных и т.д.
Прежде чем приступать к реализации любой программы, нужно определиться с целями для самой компании, ее руководства и рядовых сотрудников. Как минимум, персонал нужно заинтересовать в развитии, показать перспективы карьерного роста или иные преимущества. Только в этом случае будет отдача от вложенных средств и усилий.
Конечные цели реализации программы – повышение эффективности работы компании и отдельных сотрудников, снижение издержек и увеличение прибыли. Также одной из задач может быть соблюдение обязательных требований законодательства, федеральных стандартов и правил. Например, с января 2023 года все государственные структуры и учреждения были обязаны перейти на электронный документооборот (ЭДО). Такие же требования поэтапно вводятся для всех юридических лиц, работающих в России. Очевидно, что для их соблюдения нужно обучить сотрудников работе с соответствующими сервисами и программными комплексами. Подробнее о реализации ЭДО можно узнать из материалов на сайте Правительства РФ.
Комментарий эксперта. Программы развития сотрудников могут быть разовыми, краткосрочными или долгосрочными. В идеале, специалисты компании должны развиваться постоянно, повышать квалификацию и учиться применять новые знания в процессе работы. В достижении этих целей поможет сервис «Добыто. Знания». В его основе лежит модель искусственного интеллекта с автоматизированным обучением. Чтобы оценить все преимущества данного сервиса, вы можете заказать демоверсию.

Преимущества для компании и персонала
Организация, которая использует и применяет на практике программы развития своих сотрудников, получает следующие преимущества:
- снижается текучка кадров, так как работодатель будет ценить специалистов, в обучение которых вложены деньги и время;
- повышается эффективность работы, так как персонал сможет применять на практике современные технологии и программные ресурсы;
- снижаются общие издержки компании (прежде всего, за счет автоматизации процессов, перевода документооборота в электронную форму);
- повышается привлекательность компании в глазах потенциальных клиентов, новых специалистов.
Экономия на издержках может быть прямой и косвенной. Например, внедрение и использование документооборота сокращает расходы на бумагу, принтеры и иное оборудование. Одновременно ускоряет процесс обмена документами, их согласования через различные службы. Взаимодействие со сторонними организациями и государственными структурами наверняка будет проще и быстрее, так как они тоже используют в работе системы электронного документооборота.
Для рядовых сотрудников предприятия программы развития не менее актуальны:
- повышение квалификации и получение новых знаний (навыков) повысит эффективность всех действий;
- обученный и опытный персонал всех получает больше, чем низкоквалифицированные работники;
- получение новых знаний и повышение квалификации дает хорошие шансы на карьерный рост, преимущества при дальнейшем трудоустройстве.
Современные программы развития являются разносторонними. Они не только учат техническим навыкам работы с определенными приложениями, сервисами и базами данных. Персонал научиться эффективно взаимодействовать с другими специалистами и службами, получит знания в сфере психологии и социологии. Все это будет реализовано на практике в ходе тренингов, решения тестовых задач.
Варианты реализации программ развития сотрудников
Работодатели используют различные вид программ для развития своих сотрудников. Это могут быть:
- методические материалы для самостоятельного изучения, саморазвития;
- выездные курсы, семинары и иные аналогичные мероприятия с отрывом от работы;
- дистанционное обучение через онлайн-сервисы, программы, вебинары и т.д.;
- реализация теоретические и практических программ непосредственно по месту работы (своей кадровой службой или с привлечением сторонних специалистов).
Полноценная программа развития может включать все перечисленные элементы. Например, после завершения выездного курса сотрудник продолжит обучение через онлайн-сервисы, пройдет тренинг по месту работы.
Если взять за основу сервис самообучения «Добыто. Знания», то акцент будет сделан на следующих направлениях:
- базовые и продвинутые навыки работы в системе электронного документооборота;
- изучение и отработка требований к работе с персональными данными (если у компании есть такие полномочия);
- получение специальных навыков для работы с различными государственными платформами и информационными системами (например, это крайне актуально для участия в тендерах и госзакупках).
Использование искусственного интеллекта позволяет формировать тесты различной сложности, выполнять автоматическую проверку ответов. Такой дифференцированный подход дает возможность развиваться по индивидуальному графику, что актуально для специалистов с разной квалификацией, исходным объемом знаний и навыков.
Комментарий эксперта. Сервис «Добыто. Знания» может быть интегрирован с самыми популярными платформами электронного документооборота. Это важно для отработки практических навыков непосредственно в ходе обучения или после его завершения. Настройка сервисов и систем не представляет сложности. По мере необходимости, помощь в этом окажут наши специалисты.

Непосредственное обучение на рабочем месте
Это оптимальный вариант для работодателя, так как сотрудник продолжает работу непосредственно в ходе обучения. Особенности использования данных программ развития:
- кадровая служба или привлеченные специалисты могут работать персонально с отдельными сотрудниками, либо проводить обучение в группе;
- кроме методических материалов, для обучения можно использовать программы и сервисы на рабочих компьютерах сотрудников;
- в ходе программы развития можно ставить практические задачи (с учетом специфики деятельности), максимально быстро отслеживать их выполнение;
- исходя из промежуточных результатов обучения, можно менять дальнейшую программы (если это возможно).
Еще раз отметим, что «Добыто. Знания» — это сервис и базы данных, которые можно использовать для обучения в любой момент и непосредственно на рабочем месте. Сотрудник не только будет видеть теорию, т.е. определенные блоки информации, но и сразу применять их на практике. Система тестов позволяет быстро проверить, насколько успешно специалист овладел навыками и знаниями, может использовать их в текущей работе.
Дистанционное обучение через онлайн-сервисы
В том или ином виде, данный формат развития сотрудников используют почти все компании. Даже процесс начала работы с новой информационной системой или приложением можно считать обучением. Дистанционные программы могут предусматривать:
- углубленное изучение функционала программ, которые уже применяются в организации;
- обучение работы с программными комплексами, которые планируются к внедрению в компании;
- прослушивание и/или активное участие в онлайн-курсах и вебинарах;
- прохождение тренингов и курсов, решение тестовых задач.
Единая программа развития сможет не учитывать специфику работы и исходную квалификацию разных сотрудников. На такие случаи можно использовать вариативное обучение (например, с разным объемом информации и задач). Еще лучше, если программа развития будет «подстраиваться» под сотрудника и цели, поставленные при его обучении. Это вполне возможно при использовании современных технологий и искусственного интеллекта. Например, именно так построен формат обучения и проверки его итогов в системе «Добыто. Знания».

Тренинги, практика
Даже если сотрудник добросовестно и усердно освоил программу развития и прошел обучение, полученные навыки и знания нужно уметь применить на практике. С этой целью может предусматриваться:
- отработка различных задач в рамках пройденного курса (индивидуально или в группе);
- практические тренинги для отдельных служб и подразделений компании (например, группа по работе с тендерами);
- сдача тестов и экзаменов по вопросам, сформированным исходя из специфики работы сотрудника и деятельности компании.
При обучении работе с системами электронного документооборота сотрудник покажет знание функционала программ и личного кабинета, навыки обработки разных видов файлов, формирования контейнеров для загрузки и отправки.
Комментарий эксперта. Программы развития могут содержать разные уровни сложности. Они подбираются после анализа предварительных данных о сотруднике, объеме его должностных обязанностей и полномочий. Сбором этой информации может заниматься кадровая служба, либо представитель сторонней организации.
Преимущества реализации программы развития и функционал сервиса «Добыто. Знания»
«Добыто. Знания» это один из сервисов общей системы электронного документооборота, которую предлагает наша компания. Реализация программ развития и обучения с помощью сервиса максимально эффективная для клиентов:
- система имеет все элементы, необходимые для работы, обучения и проверки знаний;
- для хранения и обработки информации используются современные технологии (облако, нейросеть и т.д.);
- сервис имеет функционал не только для индивидуальной, но и групповой работы;
- за счет современных технологий упрощается прием на работу и обучение новых сотрудников (в среднем, в 3 раза).
Не менее важна экономия времени на подготовку и обучение персонала. В среднем, кадровая служба и тренеры снижают временные затраты более чем на 80%. Это обязательно скажется и на финансовых показателях работы компании.

Стоимость услуг
У всех компаний разные цели и задачи, специфика деятельности, численность персонала. Поэтому стоимость подключения к сервису и реализации программ развития рассчитывается индивидуально. На начальном этапе можно ознакомиться с демоверсией программ, основным функциями и опциями. Далее наши специалисты предложат несколько вариантов тарифов, которые вы сможете оценить исходя из своих целей.
Выводы
- Программа развития сотрудников – это комплекс курсов и обучающих мероприятий, тренингов и практических занятий, тестов. Их можно реализовать в выездном формате, непосредственно на рабочем месте и дистанционно.
- Программу развития можно организовать на базе сервиса «Добыто. Знания». Это комплексная платформа, где персонал может обучаться и отрабатывать навыки действий в системе электронного документооборота.
- Преимущества реализации программы развития сотрудников – повышение эффективности деятельности, снижение издержек, переход на современные технологии работы.
FAQ
Что такое программы развития сотрудников?
Это комплекс обучающих программ и курсов, направленных на повышение квалификации, обучению работы с новыми сервисами и платформами. Результат таких мероприятий положительно скажется на развитии компании.
Как выбрать программу развития сотрудников?
Для этого нужно учитывать специфику и сферу деятельности организации, текущее состояние документооборота. Также важны исходные данные об образовании, квалификации, званиях и практических навыках персонала.
Сколько стоит программа развития?
Стоимость таких услуг рассчитывается индивидуально. На стоимость может повлиять не только содержание программы, но и формат ее реализации (на рабочем месте, с выездом, удаленно).