Программы для кадровиков: от кадрового учета до управления обучением и развитием персонала

Блог

Сотрудники отдела кадров в работе используют различное программное обеспечение, системы и онлайн-платформы, модули и плагины, помогающие автоматизировать документооборот и взаимодействие с персоналом. Читайте, какие виды программ для кадровиков и HR-менеджеров существуют, какой функционал в них является обязательным, и что учесть при выборе ПО, систем и онлайн-сервисов.

Виды программ для кадровиков

Все ПО условно можно классифицировать по назначению:

  • Для кадрового учета. Управление основными кадровыми процессами на предприятии, автоматизация кадрового учета. Пример: « ЗУП», «БОСС-Кадровик», «Сотрудники предприятия», «Кадры Плюс» и др.
  • Для кадрового документооборота. Отдельные модули и самостоятельные решения, предназначенные для формирования, согласования, совместной работы, учета и утверждения кадровой документации. Поскольку большинство компаний перешло на электронный документооборот, то под программами подразумеваются «коробочные» и облачные решения для КЭДО. Пример: ELMA КЭДО, Directum КЭДО, HRLink и др.
  • Для управления персоналом. Мощные HRM-системы для оптимизации управления персоналом в организации. Включают в себя инструменты автоматизации подбора, оценки, обучения и развития сотрудников.
  • Для рекрутинга. Специализированное ПО или модули к системам КЭДО, HRM-системам, предназначенные для автоматизации процесса поиска соискателей, проведения первичного тестирования для отсеивания неподходящих кандидатов, проверки данных перед наймом работников в штат. Пример: «Поток Рекрутмент», Skillaz, Experium и др.
  • Для обучения персонала. Системы управления обучением LMS-системы и онлайн-платформы для обучения позволяют разрабатывать и/или публиковать интерактивные обучающие курсы, тренинги для сотрудников, проводить их тестирование, анализировать усвояемость материала, разрабатывать индивидуальные векторы развития. LXP-системы также предназначены для корпоративного обучения, но совместного, когда вместо традиционного учителя (тренера) и учеников процесс учебы осуществляется совместно с равными правами для всех пользователей.
  • Для контроля знаний. Специальное ПО для интеграции с системами управления обучением, предназначенное для контроля сотрудников и соискателей во время прохождения тестирования в режиме онлайн (прокторинг). Как правило, предоставляет собой дополнения (модули) к LMS-системам.
  • Онлайн-калькуляторы. В принципе, если используется система КЭДО или ПО для кадрового учета, то надобность в калькуляторах отпадает. Для небольших фирм и ИП онлайн-калькуляторы расчета отпусков, больничных, производственные календари являются незаменимыми помощниками.

Для оптимизации кадровых процессов и ведения делопроизводства рекомендуем использовать модуль «Добыто. КЭДО». Это современный программный продукт, который подойдет любой организации.

Мнение эксперта. Представленная выше классификация является условной, поскольку функции одного программного продукта могут быть предусмотрены в другом. Например, в системе «Добыто. КЭДО» возможно подключение модулей для расчета отпусков, для поиска соискателей, управления обучением. В ПО для кадрового учета есть функции работы с кадровыми документами в электронном виде, расчета отпускных, зарплаты.

Программы позволяют вести кадровый учет, оформлять различные документы по кадрам
Программы позволяют вести кадровый учет, оформлять различные документы по кадрам

Программы кадрового учета

Традиционные решения для ведения кадровой документации и учета персонала, расчет зарплаты, отпускных, больничных, премий и бонусов. На многих крупных и средних предприятиях разной формы собственности используется «1С: Зарплата и управление персоналом», хотя это далеко не единственное решение. Рекомендуем обратить внимание на модуль «Добыто. КЭДО», где учтены все современные методики электронного документооборота.

Основные функциональные возможности, в том числе модуля «Добыто. КЭДО»:

  • Регламентированный учет кадровой документации – формирование приказов, штатного расписания, должностных инструкций, графиков отпусков, любых локальных нормативных актов.
  • Интеграция с другими системами компании, простой импорт и экспорт данных.
  • Учет трудовых книжек.
  • Оформление движения персонала – прием на работу, перевод, увольнение.
  • Расчет и оформление отчетности для налоговой службы, страховых взносов, социальных выплат.

Системы кадрового электронного документооборота

Системы КЭДО предназначены для автоматизации кадрового документооборота в электронном виде. Представлены на рынке в виде облачного или коробочного решения, онлайн-сервиса. Предоставляют кадровикам все необходимые инструменты для работы с кадровой документацией и дополнительные модули для управления персоналом, расчета отпусков, формирования отчетов для государственных служб и фондов. Простая интеграция с имеющимися в компании системами, базами данных – это одно из ключевых преимуществ модуля «Добыто. КЭДО»

Обязательный и необязательный функционал включает в себя следующее:

  • Формирование кадровых документов в соответствии с нормами действующего трудового законодательства.
  • Простая отправка на согласование, утверждение электронных документов в несколько кликов, оповещения об изменении статуса документов.
  • Простое заверение документов усиленной квалифицированной электронной подписью, возможность массового подписания документов.
  • Возможность хранения данных на стороне провайдера модуля «Добыто. КЭДО».
  • Мгновенная отправка отчетов в фонды и службы, настройка автоматической отправки отчетов по расписанию.
  • Формирование маршрута согласования документов – достаточно создать нужные маршруты, а потом документ автоматически будет отправлен следующему специалисту после согласования, заполнения предыдущим сотрудником.
  • Структурированное хранение, простой поиск электронных документов в архиве модуля «Добыто. КЭДО».
  • Контроль выполнения задач сотрудников, связанных с документами.
  • Автоматический учет, регистрация документов с формированием регистрационного номера в требуемом формате.
  • Быстрый обмен информацией, система комментирования при разработке проекта документа.
  • Личные кабинеты сотрудников, где работники компании могут ознакомиться, например, с графиком отпусков, локальными нормативными актами, оставить заявку на изменение срока отпуска, уведомить о причине прогула и пр.

Мнение эксперта. Разработчики часто предлагают дополнительные подключаемые модули, позволяющие расширить функциональные возможности системы кадрового электронного документооборота. По цене платформа «Добыто. КЭДО» обойдется существенно дешевле, чем профессиональная HRM-система.

Системы управления персоналом

Профессиональные HRM-системы (HRIS платформы) используются для управления персоналом в широком смысле:

  • Решение HR-задач, управление персоналом, совместное решение задач и удобного ведения бизнеса.
  • Рекрутинг – привлечение специалистов с автоматизированным процессом найма персонала.
  • Контроль эффективности и прогресса сотрудников по KPI, OKR, оценки 360.
  • Создание плановых опросов для определения текущего уровня заинтересованности, вовлеченности персонала, выявления конфликтов в коллективе.
  • Регулирование времени работы сотрудников, отведенное на решение тех или иных задач, проектов.
  • Онбординг и оффбординг.
  • Интеграция с популярными корпоративными сервисами.
  • Развитая обратная связь, оперативные уведомления внутри системы, в мессенджерах, по e-mail и др.

В целом, HRM-система подойдет активно развивающемуся среднему и крупному бизнесу. Стоимость зависит от конкретной системы, выбранного тарифа и дополнительных функций.

Отдельные сервисы доступны на государственном портале "Работа России"
Отдельные сервисы доступны на государственном портале «Работа России»

ПО для рекрутинга

Системы рекрутинга – ПО или онлайн-сервисы, используемые для организации набора сотрудников в штат или по договору ГПХ. Основные задачи, решаемые данным программным обеспечением, в том числе модулем «Добыто. КЭДО»:

  • Массовое размещение вакансий по шаблонам, автоматическая актуализация вакансий.
  • Фильтрация резюме, проверка подлинности данных посредством AI.
  • Привлечение кандидатов через социальные сети и специализированные сайты поиск работы.
  • Проведение онлайн-интервью, тестирования для отбора кандидатов.
  • Уведомление соискателей о дате прохождения оффлайн-собеседования в компании.

К основным преимуществам онлайн-систем для рекрутинга относится следующее:

  • Значительное сокращение времени при найме сотрудников в штат.
  • Фильтрация кандидатов на должность – автоматическое распознавание резюме, оценка прохождения тестирования, что позволяет повысить качество найма работников.
  • Формирование базы потенциальных сотрудников, т.е. внешнего кадрового резерва.
  • Снижение нагрузки на HR-специалистов за счет автоматизации процесса найма.
  • Отсутствие человеческого фактора при отборе соискателей.

В целом, системы рекрутинга подходят среднему и крупному бизнесу при частом найме новых специалистов, открытии новых подразделений. Для малого бизнеса, ИП с небольшим количеством штатных сотрудников данный инструмент не требуется.

Системы управления обучением

Сюда можно отнести:

  • непосредственно LMS-системы, предназначенные для создания курсов, учебных программ из видео, текста, графики, проведения онлайн-тренингов и оценки знаний;
  •  онлайн-платформы для обучения, позволяющие загружать курсы в различных форматах и предоставлять доступ к ним сотрудникам компании;
  • LXP-системы для совместного обучения, обсуждения и редактирования материалов;
  • базу знаний – корпоративный портал типа wiki, где структурировано представлены текстовые статьи и иной контент.

К основным преимуществам систем управления обучением можно отнести следующее:

  • Разработка учебного материала в соответствии с нуждами конкретного бизнеса.
  • Разграничение доступа к курсам, контенту, статьям – можно отдельно предоставлять доступ для рабочих, кадровиков, бухгалтеров, руководителей, IT-специалистов.
  • Подробная аналитика – отчеты по вовлеченности сотрудников к учебному процессу, ошибкам в тестах, достижениям пользователей и пр.
  • Простое управление пользователям – в зависимости от системы возможна выгрузка базы в csv, xml, txt, рассылка приглашений на курсы по e-mail, самостоятельная регистрация пользователей на портале.
  • Назначение ролей – зависит от конкретной системы, но, как правило, это ученики, преподаватели (тренеры), менеджеры, администратор.
  • Разработка индивидуальных маршрутов развития – для каждой группы работников или отдельных специалистов можно разработать свой маршрут.

Мнение эксперта. Обучение и развитие сотрудников, хотя и разные понятия, но часто используются в комплексе при организации процесса повышения профессиональных навыков и личных качеств. Оценить знания, необходимые для работы, можно с помощью различных тестов разнообразных тестов, а комплексное развитие сотрудников посредством тестирования по методу «Оценка 360».

Пример ведения учета рабочего времени в программе для кадровиков
Пример ведения учета рабочего времени в программе для кадровиков

Контроль знаний

Оценка знаний – неотъемлемый элемент любого учебного процесса. Оценить, насколько сотрудники успешно усвоили материал, что оказалось для них сложным или непонятным можно с помощью тестирования в режиме онлайн. Пользователи могут дистанционно или на рабочем месте пройти тесты, а HR-специалисты, кадровики мгновенно узнают о результатах. Единственная проблема заключается в человеческом факторе.

Психологически тесты и любые экзамены, испытания, собеседования – это стресс, и нельзя исключить, что работник попытается любым возможным способом обойти систему. К таким обходам относится банальное «списывание», подсказки опытных сотрудников, прохождение тестирование другим пользователем, использование ресурсов в интернете для дачи правильных ответов.

Системы контроля знаний – это специальные модули, надстройки, браузеры, позволяющие выявлять подобные нарушения, предупреждать пользователя о попытке нарушения, а также аннулировать результаты тестов или отстранять провинившихся сотрудников от онлайн-тестирования.

Основные функции модуля «Добыто. Знания»:

  • Автоматическое выявление возможного нарушения при доступе к веб-камере, рабочему столу компьютера пользователя.
  • Отслеживание прохождения онлайн-тестов в режиме реального времени проктором.
  • Предоставление отчетов о прохождении испытаний сотрудниками, в т.ч. с указанием на тех, кто, возможно, нарушал правила тестирования.
  • Запись онлайн-трансляции, наблюдение в режиме реального времени с автоматическим оповещением о возможных нарушениях.

Онлайн-калькуляторы

Различные сервисы в сети интернет, упрощающие рутинные расчеты специалистов отдела кадров. Сюда можно отнести онлайн-калькуляторы:

  • дней отпуска и отпускных;
  • норматива рабочих мест для инвалидов;
  • рабочего времени;
  • отпускных, социальных взносов;
  • календарных дней (производственные календари) и др.

Доступ к онлайн-калькуляторам бесплатный.

Каким еще ПО пользуются кадровики?

При работе кадровики могут использовать и другое программное обеспечение. Например, составлять график отпусков с помощью электронных таблиц – Microsoft Excel, Google Таблицы. Также можно отдельно применять ПО для:

  • автоматического мониторинга и учета рабочего времени, встреч, обработанных заявок для определения эффективности работы сотрудников;
  • защиты персональных данных, баз данных, информации от утечки;
  • мониторинга информации в интернете (на сайтах, форумах, в социальных сетях) – отслеживания жалоб, угроз, ложных отзывов и пр.;
  • планирования рабочего времени (тайм-менеджеры, таск-менеджеры).

Выбор программного обеспечения для отдела кадров (HR-отдела) зависит от общего количества сотрудников, числа подразделений, конкретных задач, поставленных по работе с персоналом. Некоторые программы являются бесплатными, у других решений предусмотрен бесплатный тестовый период, поэтому с выбором подходящего ПО у компании проблем не возникнет.

В современных программах для кадровиков доступно планирование различных задач
В современных программах для кадровиков доступно планирование различных задач

Заключение

Кадровики в работе могут использовать как комплексные системы, так и отдельные программы по мере необходимости. Для решения задачи кадрового документооборота можно выбрать ПО для кадрового учета, систему КЭДО, HRM-систему.

Для многих вспомогательных задач предусмотрены дополнительные модули к уже внедренным на предприятии системам, а также отдельные небольшие программы и онлайн-сервисы.

Использование специализированного программного обеспечения позволяет существенно экономить время кадровиков, исключать возможные ошибки и неточности при оформлении кадровых документов и расчетах премий, зарплаты, отпускных. Главное при выборе – учитывать, какие задачи необходимо решать в первую очередь, а какой функционал может потребоваться в будущем.

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто