Кадровые технологии

Блог

Кадровые технологии – это комплекс мер, процедур и процессов по оптимизации работы с коллективом организации, управлению персонала. Предприятие может использовать традиционные технологии, которые применяются при найме и увольнении сотрудников, их обучении и развитии, стимулировании и ротации. К современным (инновационным) технологиям относится электронное кадровое делопроизводство, передача полномочий на аутсорсинг, система мер по борьбе с коррупцией и конфликтом интересов.

Читайте, что входит в понятие кадровых технологий, как и где они применяются, как организовать работу с кадрами и управление персоналом в компании.

Что такое кадровые технологии

Технологии представляют собой совокупность определенных процессов, мер и процедур. Их использование позволяет добиться конкретных целей, поставленных организатором. В сфере кадровых отношений технологии помогают оптимизировать следующие направления работы:

  • укомплектование кадрами, соответствующими требованиям компании (подбор персонала, прием на работу, ротация, карьерный рост, сокращение и увольнение);
  • развитие сотрудников (обучение, повышение квалификации, адаптация, наставничество и т.д.);
  • создание оптимальных условий работы для персонала (социально-психологическая работа, стимулирование, предоставление льгот и гарантий и т.д.);
  • управление персоналом и кадровыми процессами (оценка деятельности, принятие решений и т.д.).

Большинство кадровых технологий подробно описано в методической и научной литературе, закреплено в нормативных и ведомственных актах. Также постоянно появляются новые методики работы с персоналом, отвечающие современным требованиям. Одной из них является переход на электронный документооборот по кадрам, что упрощает все действия и процессы. Отличным решением для этого направления деятельности является система «Добыто. КЭДО».

Комментарий эксперта. Компания может сама разрабатывать определенные технологии для работы с кадрами. Впоследствии можно защитить уникальные методики как объект интеллектуальной собственности, делиться положительным опытом с другими предприятиями. Также необходимо отслеживать результаты использования определенных технологий, их положительное или отрицательное влияние на коллектив, эффективность труда.

Кадровые технологии - это процессы различной сложности, которые внедряет руководство компании
Кадровые технологии — это процессы различной сложности, которые внедряет руководство компании

Кто участвует в процессах реализации кадровых технологий

Кадровые технологии необходимо правильно использовать, чтобы они приносили результат. В таких процессах и мероприятиях принимают участие:

  • глава предприятия, должностные лица руководящего звена;
  • собственная кадровая служба;
  • отдельные специалисты организации (психолог, преподаватель, инструктор и т.д.);
  • привлеченные эксперты (например, при передаче полномочий по кадрам на аутсорсинг).

В реализации кадровых технологий могут участвовать и представители государственных ведомств. Например, на базе госучреждений могут проводиться обучающие курсы, аттестация руководителей, иные мероприятия. Центры занятости помогают с адаптацией работников, которые они направили на предприятие.

Традиционные кадровые технологии

Традиционные технологии по кадрам научно обоснованы, применяются на протяжении значительного периода времени. Компания может менять и уточнять их под свои требования, вводить какие-либо дополнительные процессы и процедуры. Чтобы работать с технологиями, необходимо:

  • иметь специалистов по кадрам с соответствующим уровнем подготовки, квалификацией и навыками;
  • обеспечить персонал оборудованием и программами, которые упрощают текущую деятельность;
  • планировать работу с кадрами (на год, в долгосрочной перспективе и т.д.);
  • ввести систему оценки работы с персоналом по различным показателям.

Даже если описание технологии подробно раскрыто в общедоступных источниках, желательно закрепить их принципы и методы в локальных актах. Например, инструкция по кадровому делопроизводству будет определять каждый этап работы с персоналом, документами и сведениями. Чтобы оперативно решать все возникающие вопросы, можно вести корпоративную базу знаний. Это поможет кадровой службе эффективно исполнять свои обязанность, применять технологии на практике.

Развитие навыков и знаний персонала является одним из ключевых направлений кадровых технологий
Развитие навыков и знаний персонала является одним из ключевых направлений кадровых технологий

Наем и увольнение персонала

Одна из ключевых задач кадровых процедур – обеспечение компании персоналом. С этой целью применяются следующие традиционные технологии:

  • планирование деятельности по кадрам, в том числе по подбору, отбору и найму сотрудников;
  • определение условий труда (штатное расписание, заработная плата, должностные обязанности и т.д.);
  • проведение процедур по подбору кандидатов, отбору их по различным показателям, оформлению на работу;
  • сокращение и увольнение сотрудников по различным основаниям;
  • ротация кадров, создание условий для карьерного роста;
  • аттестации, квалификационные экзамены и иные аналогичные мероприятия (в некоторых случаях они обязательны).

Крупные компании используют различные технологии по формированию кадрового резерва. Это можно делать за счет собственных ресурсов, путем отбора соискателей на открытом рынке труда, привлечение рекрутинговых агентств и т.д.

Комментарий эксперта. Точный состав процессов и мероприятий в определенной кадровой технологии может отличаться для разных компаний. Например, фирма может подбирать сотрудников исключительно по резюме, размещенным самими соискателями. Другие предприятия, напротив, работают только путем размещения своих объявлений, проверки поступивших заявлений от претендентов на работу. Очевидно, что алгоритм действий в двух указанных случаях будет разным.

Развитие и обучение сотрудников

Чтобы сотрудники отвечали предъявляемым требованиям и постоянно улучшали показатели работы, применяют кадровые технологии по следующим направлениям:

  • повышение квалификации, обучение и получение дополнительного образования;
  • развитие и саморазвитие персонала (в том числе на базе модуля «Добыто. Знания»);
  • проведение тренингов, инструктажей, проверок знаний;
  • адаптация сотрудников к работе в компании, в команде.

Комплекс указанных процессов и мероприятий можно и нужно планировать. Если у предприятия есть план обучения, не возникнет проблем с отвлечением сотрудников от работы, так как их функции будут заблаговременно переданы коллегам (естественно, с соответствующим вознаграждением, льготами и т.д.). Развитие персонала может осуществляться вообще без отвлечения от трудовых обязанностей. Например, компания может создавать команды и рабочие группы для изучения алгоритмов работы с новым оборудованием.

Дополнительные методы традиционных кадровых технологий

Чтобы сотрудники приносили реальную пользу компании и были заинтересованы в общем результате труда, можно использовать следующие кадровые технологии:

  • создание системы мер стимулирования и наказания;
  • внедрение комплекс социальных гарантий, бонусов и поощрений;
  • проведение оценки деятельности кадровой службы, аудит документации по кадрам;
  • охрана здоровья, повышение уровня безопасности труда, внедрение мер по снижению травматизма и т.д.

Нужно отметить, что все кадровые технологии используются в комплексе. Например, система процессов по отбору и найму сотрудников обязательно сопровождается их адаптацией к условиям труда, первичным инструктажем. Далее на них будут распространяться процессы по стимулированию работы, комплекс социальных гарантий и т.д.

Для проверки итогов реализации кадровых процессов можно проводит оценку персонала, аудит документации
Для проверки итогов реализации кадровых процессов можно проводит оценку персонала, аудит документации

Современные кадровые технологии

Новые инновационные технологии появляются постоянно, внедряются компаниями, которые нацелены на долгосрочную деятельность и развитие бизнеса. Современные кадровые технологии обеспечивают:

  • конкурентоспособность компании, ее руководства и рядовых сотрудников;
  • повышение деловой репутации бренда;
  • восприятие современных тенденций и трендов, которые успешно применяются на международном и национальном уровне.

Есть система стандартов, которые описывают процесс внедрения и использования различных систем менеджмента. В области кадров это может быть управление персоналом, охрана и безопасность труда, иные направления деятельности. Общая система менеджмента также включает различные процессы, имеющие прямое отношение к кадровым делам.

Процессы управления персоналом

Чтобы сотрудники отвечали требованиям компании, необходимо организовать управление кадрами. Эта система включает:

  • разработку и принятие локальных нормативных актов, от правил внутреннего распорядка до инструкций по разным отделам;
  • принятие управленческих решений и дача указаний, контроль за их выполнением;
  • оценка показателей работы персонала и подразделений;
  • работа со статистическими и аналитическими данными;
  • обратная связь с персоналом, реагирование на обращения и жалобу;
  • взаимодействие с государственными ведомствами.

Для многих компаний эффективным решением станет аутсорсинг кадрового делопроизводства. Эта схема предусматривает оказание услуг сторонними специалистами, имеющими квалификацию и опыт работы с документами, с сотрудниками. Аутсорсинг позволяет сократить численность кадровой службы, либо разгрузить ее от части внутренних задач.

Система управления персоналом включает контроль за реализацией остальных кадровых технологий. Например, руководство будет отслеживать показатели найма и адаптации новых сотрудников, вносить коррективы по мере необходимости. Все основные процессы для управления необходимо описать в локальных актах. Это устранит разногласия и недопонимание при принятии решений, постановке задач и контроле за их исполнением.

Электронное делопроизводство

Электронный документооборот стал нормой для подавляющего большинства компаний. Но эту кадровую технологию можно считать современной, так как она постоянно развивается. Электронное делопроизводство по кадрам включает:

  • работу с документами и информацией в программах, приложениях и сервисах;
  • оцифровку бумажных документов в электронный архив;
  • процессы взаимодействия в электронной форме;
  • обмен документацией со сторонними организациями и государственными ведомствами.

С системой электронного документооборота могут работать все сотрудники предприятия. Во многих случаях можно обойтись предоставлением доступа с простой электронной подписью. Но для полноценной работы и обмена юридически значимыми документами нужны УНЭП или УКЭП.

Комментарий эксперта. Информационные технологии по кадрам применяются не только для подписания и обмена документами. В программах и приложениях можно проводить обучение и проверку знаний, тренинги и инструктажи. Система ЭДО дает возможность обрабатывать большие массивы данных, защищать информацию по кадрам от несанкционированного доступа. Если компания является оператором персональных данных, она обязана использовать оборудование и программы, аккредитованные государством.

Кадровые технологии предусматривают обратную связь с сотрудниками, анализ и учет их потребностей
Кадровые технологии предусматривают обратную связь с сотрудниками, анализ и учет их потребностей

Преимущества работы с системой электронного документооборота «Добыто. КЭДО»

Внедряя современные кадровые технологии, обратите внимание на систему электронного документооборота «Добыто. КЭДО». Ее функционал позволяет:

  • оформлять, согласовывать, подписывать любые виды документов по кадрам;
  • настроить процессы кадрового взаимодействия;
  • вести учет документации, создавать архив;
  • работать с аналитическими и статистическими данными по множеству показателей;
  • оформлять отчетность для государственных органов.

Обучение работе с системой не вызовет сложностей. Но по мере необходимости все возникающие вопросы поможет решить служба поддержки. С основными функциями системы можно ознакомиться в бесплатной демоверсии.

Заключение

  • Кадровые технологии представляют собой комплекс процессов, мероприятий и действия по работе с персоналом. Их условно классифицируют как традиционные и современные.
  • Кадровые технологии применяются при подборе и найме сотрудников, обучении и развитии персонала, оценки показателей работы. Важное знание имеет система управления персоналом.
  • К современным кадровым технологиям относят внедрение и использованием систем электронного документооборота. Оптимальным решением станет переход на платформу «Добыто. КЭДО».

FAQ

Что такое кадровые технологии?

Это совокупность методов, процессов, действий и решений по работе с кадрами. Все технологии предусматривают активное взаимодействие руководства, ответственных лиц и рядовых сотрудников.

Как выбрать кадровые технологии?

Каждая компания сама определяет, какие подходы и методы использовать в работе с персоналом. Выбор технологий зависит от специфики деятельности, наличия или отсутствия собственной кадровой службы, численности сотрудников, иных вводных данных.

Как оценить результат использования кадровых технологий?

Прежде всего, руководство компании может контролировать выполнение поставленных задач и планов по кадровой политике. Также можно проводить оценку деятельности отдела кадров, аудит соответствующей документации.

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто