- Эффективность системы управления персоналом
- В чем заключается эффективность системы управления персоналом
- Как эффективность системы управления персоналом влияет на общую деятельность компании
- Как добиться эффективности системы управления персоналом
- Грамотное и объективное планирование
- Использование современных методик и технологий управления
- Работа с электронными сервисами и ресурсами
- Оценка эффективности системы управления персоналом
- Какие программные ресурсы будут важны для внедрения и повышения эффективности системы управления
- Преимущества работы с модулями «Добыто»
- Заключение
- FAQ
- Список источников
Эффективность системы управления персоналом
Эффективность системы управления персоналом влияет на общие показатели деятельности компании-работодателя. Оптимальным результатом станет максимально возможное использование потенциала, знаний и возможностей сотрудников для целей и задач организации. Для этого можно использовать современные технологии и методики, внедрять профильное программное обеспечение, планировать все предстоящие мероприятия, повышать уровень знаний и квалификации. Оценить эффективность системы управления можно различными способами, от опросов и тестирования работников до анализа показателей их работы.
Читайте, что понимается под эффективностью системы управления персоналом, как повысить ее и добиться поставленных целей, чем помогут электронные сервисы.
В чем заключается эффективность системы управления персоналом
Большинство действий в компании выполняются при прямом или косвенном участии живых людей (сотрудников). Исключением являются автоматизированные процессы, но и для них крайне важен человеческий фактор. Чтобы предприятие эффективно работало, повышало показатели деятельности и увеличивало прибыль, необходимо выстроить систему управления персоналом.
Под эффективностью понимается соотношение между использованными ресурсами и расходами с конечным результатом. В отношении системы управления персоналом оно может достигаться:
- в отношении целей и задач, поставленных работодателем и предусмотренных планированием;
- в отношении показателей деятельности каждого отдельного сотрудника, специалистов подразделения или компании в целом;
- в отношении общего итога деятельности предприятия.
Система управления будет эффективна, если потраченные на ее внедрение и реализацию ресурсы окупились в материальной или нематериальной форме.
Управление персоналом включает множество процессов. По каждому их них тоже можно оценить эффективность (например, по итогам обучения, после изменения системы стимулирования и т.д.). Контроль за показателями будет осуществлять руководство фирмы, кадровая служба. Оптимизировать эти процессы поможет использование модулей «Добыто».
Комментарий эксперта. Работы с персоналом именуют еще и HRM (Human Resource Management -–управление человеческими ресурсами). Компания может внедрить полноценную систему менеджмента по данному направлению, основываясь на международных и национальных стандартах. Это упростит оценку эффективности управления персоналом, сделает ее максимально объективной и точной.
Как эффективность системы управления персоналом влияет на общую деятельность компании
Управление персоналом должно приносить пользу компании. Поэтому эффективность указанной системы может положительно сказываться:
- на улучшении качества продукции, результата услуг, работы с клиентами;
- на финансовые показатели организации (общая прибыль, окупаемость расходов и т.д.);
- на взаимоотношения и микроклимат в коллективе;
- на снижение количества брака, жалоб со стороны контрагентов и клиентов;
- на сохранение ценных сотрудников, уменьшение показателей текучести кадров.
По каждому из перечисленных направлений можно объективно оценить эффективность кадровых решений и процессов. Но для этого важно правильно определить показатели для оценки, сроки контрольных мероприятий. Подробнее об этом расскажем ниже.
Как добиться эффективности системы управления персоналом
В общих словах, система управления персоналом компании включает следующие элементы:
- планирование предстоящих действий, решений и мероприятий;
- непосредственно процессы, связанные с управлением сотрудниками;
- принятие решений, которые прямо или косвенно воздействуют на работников;
- проведение мероприятий с участием работодателя и сотрудников (инструктажи, общие встречи, тестирование, обучение и т.д.);
- контрольные действия, по итогам которых можно оценить эффективность процессов управления.
Управленческие функции по отношению к персоналу могут возлагаться на главу компании и руководителей подразделения, отдел кадров. Ко многим процессам можно привлекать сторонних экспертов. Например, если подбором кадров занимается рекрутинговое агентство, эффективность этих действий можно оценить для подписания акта о выполненных услугах.
Грамотное и объективное планирование
Без планирования система управления персоналом никогда не будет эффективной. Работодатель может разрабатывать и утверждать планы:
- по общим направлениям кадровой политики;
- по изменению системы оплаты труда;
- по расширению или сокращению персонала;
- по замещению вышестоящих должностей;
- по проведению учебы, повышения квалификации, инструктажей;
- по иным мероприятиям, имеющим отношение к управлению персоналом.
Планирование осуществляется на разные периоды времени (месяц, квартал, год и т.д.). Важно точно определить срок по всем запланированным задачам, назначить ответственных лиц. Это требуется для целей контроля и оценки эффективности по намеченным целям. Для разработки и согласования планов, а также контроля за их выполнения, можно использовать модуль «Добыто. КЭДО».
Комментарий эксперта. Эффект от долгосрочных планов будет виден спустя месяцы и даже годы. Примером можно назвать постепенное замещение штата высококвалифицированными кадрами. Невозможно разом обучить действующих сотрудников, чтобы они резко повысили уровень знаний и навыков. Также крайне сложно уволить работника, если он не допускает виновных действий. Поэтому процесс замещения будет постепенным – по мере освобождения должностей будут подбираться новые сотрудники.
Использование современных методик и технологий управления
Есть множество технологий и методик управления персоналом, доказавших эффективность на практике. Компания может выбрать их под свои цели, реализовать в работе со своим штатом. Вот несколько современных тенденций, которые направлены на повышение эффективности системы управления:
- оптимальное сочетание мер стимулирования (поощрения) и наказания;
- внедрение мер, вовлекающих коллектив в достижение общих целей компании;
- развитие личных и деловых качеств сотрудников, обучение работе в команде;
- внедрение современных технологий производства и работы с клиентами;
- использование различных электронных ресурсов и программ, автоматизирующих процессы;
- постоянное обучение и развитие персонала.
Если единственным методом управления является наказание за малейший проступок, это вряд ли повысит общую эффективность работы сотрудников. Скорее всего, они перестанут поддерживать обратную связь с работодателем, начнут скрывать факты проступков, откажутся от инициатив и полезных предложений. Также указанная система мер наверняка увеличит текучесть кадров, а ее показатели крайне важны для эффективности работы с персоналом.
Желательно сразу определить реальные и выполнимые цели всех процессов управления персоналом. Их должны знать и рядовые сотрудники, с которыми взаимодействует работодатель. Приведем несколько примеров:
- работники проходят обучение работе с современным оборудованием, получают новые увеличенные нормы производства (при этом рабочие процессы будут упрощены и автоматизированы);
- работодатель проводит опрос на предмет вовлеченности сотрудников и разъясняет, что его результаты могут повлечь изменения в системе оплаты, улучшат условия труда.
Эффективность системы управления персоналом может заключаться не только в финансовых результатах, но и в нематериальной форме. Например, улучшая микроклимат в компании, работодатель сокращает количество конфликтных ситуаций. Это способствует нормальной работе, когда сотрудники будут отдавать приоритет исполнению должностных обязанностей, а не выяснению отношений.
Работа с электронными сервисами и ресурсами
Программы, приложения и сервисы всегда помогают в текущей работе, улучшают общую производительность труда. Они будут важны и для повышения эффективности системы управления. Работодатель может использовать электронные ресурсы:
- для автоматизации процессов управления, взаимодействия с кадрами;
- для планирования задачи и проверки сроков их выполнения;
- для выстраивания схемы обратной связи с сотрудниками (тестирование, опросы, рассмотрение предложений и жалоб);
- для подготовки документов, которые используются в процессах управления;
- для иных целей и задач, в зависимости от функционала программы.
Модуль «Добыто. Знания» можно использовать для обучения и развития сотрудников, проверки и оценки знаний, квалификации. Это одно из ключевых направлений в системе управления персоналом. Обученный и квалифицированный персонал лучше и эффективнее справляется со своими обязанностями, увеличивает вклад в общее дело. Результаты обучения тоже подлежат оценке и проверке. Эти процессы можно организовать с использованием модуля «Добыто. Знания».
Оценка эффективности системы управления персоналом
Общая оценка эффективности системы управления персоналом может осуществляться по следующим параметрам:
- эффективность HRM, т.е. соотношение объема прибыли или выручки с затратами на кадровые процессы, фондом оплаты труда (рассчитывается за определенный период);
- KPI, т.е. эффективность использования потенциала работников и коллектива в целом для достижения поставленных целей;
- уровень вовлеченности персонала в цели и задачи компании.
Работодатель может использовать и показатели для отдельных мероприятий, процессов.
Методики оценки эффективности системы управления персонала могут предусматривать проведение:
- опросов в свободной форме или по заранее подготовленным вопросам;
- тестов, экзаменов, аттестаций и других форматов оценки знаний;
- деловых игр и практических задач;
- экспертных проверок и аудитов, в том числе с привлечением сторонних организаций.
По итогам указанных мероприятий можно проанализировать, насколько эффективно компания управляет персоналом, нужно ли менять перечень и содержание процессов. По результатам оценки могут принимать кадровые решения, вноситься изменения в планы и т.д.
Комментарий эксперта. Руководству компании предстоит постоянно контролировать эффективность системы управления персоналом. Если все действия не приносят результат, либо ухудшают положение дел, необходимо корректировать все или ключевые элементы системы. В противном случае вложенные усилия и финансовые затраты никогда не окупятся.
Какие программные ресурсы будут важны для внедрения и повышения эффективности системы управления
Чтобы эффективно управлять персоналом, компания может внедрить и использовать:
- систему общего или кадрового электронного документооборота (как вариант – модуль «Добыто. КЭДО»);
- специальные программы для управления персоналом (например, такой функционал заложен в комплекс 1С);
- профильные сервисы и приложения для решения отдельных задач (кадровый учет, обучение и развитие, и т.д.).
Ряд полезных сервисов для работы с персоналом есть на государственных порталах.
Преимущества работы с модулями «Добыто»
Модули «Добыто» охватывают все кадровые процессы, в том числе входящие в систему управления персоналом. Помимо прочего, там есть сервисы:
- для работы с электронными документами, учета различных показателей;
- для проведения обучения и развития, создания корпоративной библиотеки и базы знаний;
- для оценки и проверки знаний, опросов и тестирования сотрудников;
- для кадрового планирования, контрольных функций.
Модули «Добыто» будут полезны как крупным компаниям, так и малому или среднему бизнесу. Предлагаем заказать бесплатную демоверсию, чтобы оценить основные преимущества программы.
Заключение
- Эффективность системы управления персоналом показывает, какую пользу эти процессы принесли компании-работодателю. Это могут быть различные материальные и нематериальные показатели, которые предусмотрены целями и задачами руководства.
- Чтобы система управления была эффективной, важно провести объективное и грамотное планирование, назначить ответственных лиц. Важное значение имеет использование современных методик и технологий управления, электронных ресурсов.
- Для оценки эффективности проводятся различные мероприятия – опросы сотрудников, тестирование, экзамены, личные встречи и собеседования. Многие показатели можно проанализировать на основе данных их электронных систем.
FAQ
Что подразумевает эффективность системы управления персоналом?
Это означает, что все действия и решения по управлению персоналом принесли какую-либо пользу для работодателя. Самым очевидным является финансовый показатель (например, соотношение прибыли к понесенным затратам).
На что влияет эффективность системы управления персоналом?
Данные показатели напрямую влияют на общий итог деятельности предприятия – прибыль или убытки, количество брака и жалоб, иные факторы. Если системы неэффективна, могут последовать кадровые и иные решения.
Как оценить эффективность системы управления персоналом?
Есть множество методик и форматов оценки эффективности системы. Примерами можно назвать аналитические данные от отдела кадров, опросы и тестирование, независимая экспертная оценка.