Эффективность системы управления персоналом

Блог

Эффективность системы управления персоналом

Эффективность системы управления персоналом влияет на общие показатели деятельности компании-работодателя. Оптимальным результатом станет максимально возможное использование потенциала, знаний и возможностей сотрудников для целей и задач организации. Для этого можно использовать современные технологии и методики, внедрять профильное программное обеспечение, планировать все предстоящие мероприятия, повышать уровень знаний и квалификации. Оценить эффективность системы управления можно различными способами, от опросов и тестирования работников до анализа показателей их работы.

Читайте, что понимается под эффективностью системы управления персоналом, как повысить ее и добиться поставленных целей, чем помогут электронные сервисы.

В чем заключается эффективность системы управления персоналом

Большинство действий в компании выполняются при прямом или косвенном участии живых людей (сотрудников). Исключением являются автоматизированные процессы, но и для них крайне важен человеческий фактор. Чтобы предприятие эффективно работало, повышало показатели деятельности и увеличивало прибыль, необходимо выстроить систему управления персоналом.

Под эффективностью понимается соотношение между использованными ресурсами и расходами с конечным результатом. В отношении системы управления персоналом оно может достигаться:

  • в отношении целей и задач, поставленных работодателем и предусмотренных планированием;
  • в отношении показателей деятельности каждого отдельного сотрудника, специалистов подразделения или компании в целом;
  • в отношении общего итога деятельности предприятия.

Система управления будет эффективна, если потраченные на ее внедрение и реализацию ресурсы окупились в материальной или нематериальной форме.

Управление персоналом включает множество процессов. По каждому их них тоже можно оценить эффективность (например, по итогам обучения, после изменения системы стимулирования и т.д.). Контроль за показателями будет осуществлять руководство фирмы, кадровая служба. Оптимизировать эти процессы поможет использование модулей «Добыто».

Комментарий эксперта. Работы с персоналом именуют еще и HRM (Human Resource Management -–управление человеческими ресурсами). Компания может внедрить полноценную систему менеджмента по данному направлению, основываясь на международных и национальных стандартах. Это упростит оценку эффективности управления персоналом, сделает ее максимально объективной и точной.

Все ключевые показатели эффективности системы управления подлежат оценке и расчетам
Все ключевые показатели эффективности системы управления подлежат оценке и расчетам

Как эффективность системы управления персоналом влияет на общую деятельность компании

Управление персоналом должно приносить пользу компании. Поэтому эффективность указанной системы может положительно сказываться:

  • на улучшении качества продукции, результата услуг, работы с клиентами;
  • на финансовые показатели организации (общая прибыль, окупаемость расходов и т.д.);
  • на взаимоотношения и микроклимат в коллективе;
  • на снижение количества брака, жалоб со стороны контрагентов и клиентов;
  • на сохранение ценных сотрудников, уменьшение показателей текучести кадров.

По каждому из перечисленных направлений можно объективно оценить эффективность кадровых решений и процессов. Но для этого важно правильно определить показатели для оценки, сроки контрольных мероприятий. Подробнее об этом расскажем ниже.

Как добиться эффективности системы управления персоналом

В общих словах, система управления персоналом компании включает следующие элементы:

  • планирование предстоящих действий, решений и мероприятий;
  • непосредственно процессы, связанные с управлением сотрудниками;
  • принятие решений, которые прямо или косвенно воздействуют на работников;
  • проведение мероприятий с участием работодателя и сотрудников (инструктажи, общие встречи, тестирование, обучение и т.д.);
  • контрольные действия, по итогам которых можно оценить эффективность процессов управления.

Управленческие функции по отношению к персоналу могут возлагаться на главу компании и руководителей подразделения, отдел кадров. Ко многим процессам можно привлекать сторонних экспертов. Например, если подбором кадров занимается рекрутинговое агентство, эффективность этих действий можно оценить для подписания акта о выполненных услугах.

Грамотное и объективное планирование

Без планирования система управления персоналом никогда не будет эффективной. Работодатель может разрабатывать и утверждать планы:

  • по общим направлениям кадровой политики;
  • по изменению системы оплаты труда;
  • по расширению или сокращению персонала;
  • по замещению вышестоящих должностей;
  • по проведению учебы, повышения квалификации, инструктажей;
  • по иным мероприятиям, имеющим отношение к управлению персоналом.

Планирование осуществляется на разные периоды времени (месяц, квартал, год и т.д.). Важно точно определить срок по всем запланированным задачам, назначить ответственных лиц. Это требуется для целей контроля и оценки эффективности по намеченным целям. Для разработки и согласования планов, а также контроля за их выполнения, можно использовать модуль «Добыто. КЭДО».

Комментарий эксперта. Эффект от долгосрочных планов будет виден спустя месяцы и даже годы. Примером можно назвать постепенное замещение штата высококвалифицированными кадрами. Невозможно разом обучить действующих сотрудников, чтобы они резко повысили уровень знаний и навыков. Также крайне сложно уволить работника, если он не допускает виновных действий. Поэтому процесс замещения будет постепенным – по мере освобождения должностей будут подбираться новые сотрудники.

Результаты всех процессов по управлению персоналом анализирует отдел кадров, руководство компании
Результаты всех процессов по управлению персоналом анализирует отдел кадров, руководство компании

Использование современных методик и технологий управления

Есть множество технологий и методик управления персоналом, доказавших эффективность на практике. Компания может выбрать их под свои цели, реализовать в работе со своим штатом. Вот несколько современных тенденций, которые направлены на повышение эффективности системы управления:

  • оптимальное сочетание мер стимулирования (поощрения) и наказания;
  • внедрение мер, вовлекающих коллектив в достижение общих целей компании;
  • развитие личных и деловых качеств сотрудников, обучение работе в команде;
  • внедрение современных технологий производства и работы с клиентами;
  • использование различных электронных ресурсов и программ, автоматизирующих процессы;
  • постоянное обучение и развитие персонала.

Если единственным методом управления является наказание за малейший проступок, это вряд ли повысит общую эффективность работы сотрудников. Скорее всего, они перестанут поддерживать обратную связь с работодателем, начнут скрывать факты проступков, откажутся от инициатив и полезных предложений. Также указанная система мер наверняка увеличит текучесть кадров, а ее показатели крайне важны для эффективности работы с персоналом.

Желательно сразу определить реальные и выполнимые цели всех процессов управления персоналом. Их должны знать и рядовые сотрудники, с которыми взаимодействует работодатель. Приведем несколько примеров:

  • работники проходят обучение работе с современным оборудованием, получают новые увеличенные нормы производства (при этом рабочие процессы будут упрощены и автоматизированы);
  • работодатель проводит опрос на предмет вовлеченности сотрудников и разъясняет, что его результаты могут повлечь изменения в системе оплаты, улучшат условия труда.

Эффективность системы управления персоналом может заключаться не только в финансовых результатах, но и в нематериальной форме. Например, улучшая микроклимат в компании, работодатель сокращает количество конфликтных ситуаций. Это способствует нормальной работе, когда сотрудники будут отдавать приоритет исполнению должностных обязанностей, а не выяснению отношений.

Работа с электронными сервисами и ресурсами

Программы, приложения и сервисы всегда помогают в текущей работе, улучшают общую производительность труда. Они будут важны и для повышения эффективности системы управления. Работодатель может использовать электронные ресурсы:

  • для автоматизации процессов управления, взаимодействия с кадрами;
  • для планирования задачи и проверки сроков их выполнения;
  • для выстраивания схемы обратной связи с сотрудниками (тестирование, опросы, рассмотрение предложений и жалоб);
  • для подготовки документов, которые используются в процессах управления;
  • для иных целей и задач, в зависимости от функционала программы.

Модуль «Добыто. Знания» можно использовать для обучения и развития сотрудников, проверки и оценки знаний, квалификации. Это одно из ключевых направлений в системе управления персоналом. Обученный и квалифицированный персонал лучше и эффективнее справляется со своими обязанностями, увеличивает вклад в общее дело. Результаты обучения тоже подлежат оценке и проверке. Эти процессы можно организовать с использованием модуля «Добыто. Знания».

Перечень направлений системы управления персоналом, которые можно оценить на предмет эффективности
Перечень направлений системы управления персоналом, которые можно оценить на предмет эффективности

Оценка эффективности системы управления персоналом

Общая оценка эффективности системы управления персоналом может осуществляться по следующим параметрам:

  • эффективность HRM, т.е. соотношение объема прибыли или выручки с затратами на кадровые процессы, фондом оплаты труда (рассчитывается за определенный период);
  • KPI, т.е. эффективность использования потенциала работников и коллектива в целом для достижения поставленных целей;
  • уровень вовлеченности персонала в цели и задачи компании.

Работодатель может использовать и показатели для отдельных мероприятий, процессов.

Методики оценки эффективности системы управления персонала могут предусматривать проведение:

  • опросов в свободной форме или по заранее подготовленным вопросам;
  • тестов, экзаменов, аттестаций и других форматов оценки знаний;
  • деловых игр и практических задач;
  • экспертных проверок и аудитов, в том числе с привлечением сторонних организаций.

По итогам указанных мероприятий можно проанализировать, насколько эффективно компания управляет персоналом, нужно ли менять перечень и содержание процессов. По результатам оценки могут принимать кадровые решения, вноситься изменения в планы и т.д.

Комментарий эксперта. Руководству компании предстоит постоянно контролировать эффективность системы управления персоналом. Если все действия не приносят результат, либо ухудшают положение дел, необходимо корректировать все или ключевые элементы системы. В противном случае вложенные усилия и финансовые затраты никогда не окупятся.

Какие программные ресурсы будут важны для внедрения и повышения эффективности системы управления

Чтобы эффективно управлять персоналом, компания может внедрить и использовать:

  • систему общего или кадрового электронного документооборота (как вариант – модуль «Добыто. КЭДО»);
  • специальные программы для управления персоналом (например, такой функционал заложен в комплекс );
  • профильные сервисы и приложения для решения отдельных задач (кадровый учет, обучение и развитие, и т.д.).

Ряд полезных сервисов для работы с персоналом есть на государственных порталах.

Преимущества работы с модулями «Добыто»

Модули «Добыто» охватывают все кадровые процессы, в том числе входящие в систему управления персоналом. Помимо прочего, там есть сервисы:

  • для работы с электронными документами, учета различных показателей;
  • для проведения обучения и развития, создания корпоративной библиотеки и базы знаний;
  • для оценки и проверки знаний, опросов и тестирования сотрудников;
  • для кадрового планирования, контрольных функций.

Модули «Добыто» будут полезны как крупным компаниям, так и малому или среднему бизнесу. Предлагаем заказать бесплатную демоверсию, чтобы оценить основные преимущества программы.

Мотивационные решения и процессы входят в общую систему управления персоналом
Мотивационные решения и процессы входят в общую систему управления персоналом

Заключение

  • Эффективность системы управления персоналом показывает, какую пользу эти процессы принесли компании-работодателю. Это могут быть различные материальные и нематериальные показатели, которые предусмотрены целями и задачами руководства.
  • Чтобы система управления была эффективной, важно провести объективное и грамотное планирование, назначить ответственных лиц. Важное значение имеет использование современных методик и технологий управления, электронных ресурсов.
  • Для оценки эффективности проводятся различные мероприятия – опросы сотрудников, тестирование, экзамены, личные встречи и собеседования. Многие показатели можно проанализировать на основе данных их электронных систем.

FAQ

Что подразумевает эффективность системы управления персоналом?

Это означает, что все действия и решения по управлению персоналом принесли какую-либо пользу для работодателя. Самым очевидным является финансовый показатель (например, соотношение прибыли к понесенным затратам).

На что влияет эффективность системы управления персоналом?

Данные показатели напрямую влияют на общий итог деятельности предприятия – прибыль или убытки, количество брака и жалоб, иные факторы. Если системы неэффективна, могут последовать кадровые и иные решения.

Как оценить эффективность системы управления персоналом?

Есть множество методик и форматов оценки эффективности системы. Примерами можно назвать аналитические данные от отдела кадров, опросы и тестирование, независимая экспертная оценка.

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто