Управление кадровой политикой

Блог

Кадровая политика заключается в комплексе задач, мероприятий и принципов работы с персоналом организации. Для этого руководство осуществляется оперативное, тактическое и стратегическое планирование, распределяет различные полномочия по работе с кадрами, оформляет локальные акты. Реализация кадровой политики предусматривает действия по подбору и найму персонала, обучению и развитию сотрудников. Общий итог указанных мероприятий напрямую скажется на эффективности работы коллектива, компании в целом.

Читайте, что входит в понятие кадровая политика, как управлять ей, как спланировать и организовать работу с кадрами на предприятии.

Что такое кадровая политика

Кадровая политика может определяться как совокупность задач и принципов работы с персоналом, либо как документ. В первом случае руководство:

  • устанавливает основные требования к персоналу, показателям и работы сотрудников и компании в целом;
  • определяет правила подбора кандидатов на работу, адаптации новых сотрудников;
  • вводит меры поощрения и наказания для обеспечения трудовых функций;
  • регламентирует все процессы, связанные с оформлением трудовых отношений;
  • планирует комплекс мероприятий по обучению и развитию сотрудников.

Это только общие направления кадровой политики. На практике, все может быть сложнее. Например, руководство может ставить задачу по формированию кадрового резерва за счет действующих сотрудников или сторонних источников. Также кадровая политика включает процессы оптимизации штатов, постепенно сокращение рабочих мест и должностей, не отвечающих требованиям компании.

Кадровая политика может представлять собой документ или их совокупность. Как вариант, цели и задачи для работы с кадрами можно указать:

  • в коллективном договоре;
  • в общих правилах, положениях и приказах по предприятию;
  • в инструкциях по кадровому делопроизводству.

Нередко в организациях принимается единый документ под названием «кадровая политика». Это будет свод общих принципов для взаимодействия с персоналом, конкретные показатели по всем направлениям. Для разработки указанного документа применяются национальные, международные и профессиональные стандарты, в том числе в системе ИСО.

Разъяснения эксперта. В том или ином виде, кадровая политика реализуется в каждой компании. Сюда входит даже комплекс мер по удержанию квалифицированных сотрудников, создания им благоприятных условий и перспектив карьерного роста. Чем больше предприятие, тем объемнее будет содержание целей и задач работы с кадрами.

Общие направления кадровой политики предприятия
Общие направления кадровой политики предприятия

Зачем нужно управление кадровой политикой

Именно за счет персонала обеспечивается эффективность хозяйственной, экономической и иной деятельности предприятия. Поэтому грамотно спланированная и реализованная кадровая политика позволит:

  • обеспечить компанию квалифицированными сотрудниками, которые будут приносить пользу общему делу;
  • постоянно повышать эффективность работы, что обязательно скажется на показателях прибыли;
  • сократить текущие расходы и издержки (снижение количества брака, штрафных санкций за нарушение обязательств и т.д.);
  • устранить или минимизировать основания для возникновения трудовых споров, конфликтов внутри коллектива.

Все сотрудник предприятия являются кадровым потенциалом. Его можно и нужно постоянно развивать. Если работник не повышает свою квалификацию и не видит стимула в развитии, он вряд либо будет трудиться с полной отдачей. Простым стимулированием (премии, повышение зарплаты) здесь не обойтись. Компании нужно планировать комплекс мер и задач, которые вовлекут персонал в достижение более высоких целей.

Содержание и структура кадровой политики

Чтобы кадровая политика отвечала интересам владельцев и руководства компании, и была реализуема на практике, в ее содержание должно входить:

  • цели работы с кадрами – краткосрочные или стратегические, общие для компании или специальные для отдельных подразделений, должностей;
  • принципы работы с персоналом – сюда входит обратная связь, учет предложений и мнений сотрудников, подбор кадров с учетом квалификации и т.д.;
  • методы и принципы управления кадрами – система поощрений и наказаний, мероприятия по обучению и развитию, и т.д.

Указанную информацию невозможно держать в голове. Ее нужно закрепить в документах, довести до специалистов предприятия. Если рядовые сотрудники не будут понимать общих целей кадровой политики, руководство вряд ли сможет их добиться.

Содержание кадровой политики может меняться. Например, это может быть связано с переходом на новые технологии, которые повлияют на внутренние процессы управления и производства. Компания должна вовремя учитывать эти изменения в документах, доводить до ответственных лиц и обычных сотрудников. Оптимальным вариантом для взаимодействия с персоналом станет подключение к системе «Добыто. КЭДО». Там можно не только оформлять документацию по кадрам, но и ставить задачи, отслеживать их выполнение.

Схема реализации задач и принципов кадровой политики в документах
Схема реализации задач и принципов кадровой политики в документах

Какие данные нужны для управления кадровой политикой

Чтобы спланировать кадровую политику и эффективно управлять ею, руководству организации нужно учитывать информацию:

  • о видах деятельности, показателях работы компании и отдельных сотрудников;
  • обо всех внутренних процессах на предприятии, от принятия управленческих решений до рассмотрения обращений работников;
  • о численности штата, уровне квалификации и знаний, профессиональных навыках;
  • о требованиях к определенным должностям и профессиям;
  • о финансовых показателях, влияющих на работу с персоналом (фонд оплаты труда и премирования, смета на обучение и т.д.).

Основой для разработки и реализации кадровой политики будет текущее состояние дел по кадрам в компании. Для получения объективной информации можно провести оценку условий труда, опросы и тестирование в свободном формате. Свои рекомендации по кадровой политике могут дать профильные подразделения фирмы, специалисты руководящего состава.

Комментарий эксперта. При разработке кадровой политики нужно использовать успешную практику других компаний, методические материалы и научные труды. Не имеет смысла «изобретать велосипед», если можно применить наработанные технологии работы с кадрами. Но для этого может потребоваться профессиональное обучение специалистов кадровой службы, самого руководителя. Также хорошим вариантом может являться обмен опытом с другим предприятием, стажировки с опытными наставниками.

Особенности управления кадровой политикой в организации

В реализации кадровой политики напрямую заинтересовано руководство компании. Также разработке и реализации задач будут принимать участие:

  • специалисты кадровой службы (на них возлагается основной объем полномочий при работе с персоналом);
  • руководство подразделений и служб предприятия (на них могут возлагаться определенные задачи и полномочия);
  • рядовые сотрудник организации;
  • привлеченные специалисты сторонних компаний (например, для проведения учебы, аттестации с проверкой знаний).

Разработку документации по кадровой политике также можно поручить профессионалам. Они учтут текущее состояние дел по кадрам (например, по итогам аудита), подберут нормативную и методическую базу для обоснования всех задач.

Определение целей и задач

Цели и задачи кадровой политики нужно определять так, чтобы их можно было реализовать на практике. Например, нет смысла ставить задачу «вырастить» из водителя или уборщика нового руководителя предприятия. Это неэффективно и практически не реализуемо. В состав целей может входить:

  • долгосрочное или краткосрочное обновление персонала (например, создание нового подразделения и прием работников в него в течение года);
  • повышение квалификации и обучения для всех сотрудников или по отдельным должностям;
  • сокращение численности работников с квалификацией, не отвечающий общим задачам компании;
  • перераспределение трудовых функций и полномочий между разными специалистами, отделами;
  • создание кадрового резерва на долгосрочную или краткосрочную перспективу;
  • внедрение новых кадровых технологий, от системы электронного документооборота до использования баз знаний.

На начальном этапе осуществляется сбор предложений и рекомендаций по целям кадровой политики. Свое заключение дает кадровая и юридическая служба, финансовый отдел. Это даст гарантию, что цели работы с персоналом будут отвечать гарантиям трудового законодательства, бюджеты компании.

Перечень мероприятий и решений, которые помогут реализовать задачи кадровой политики
Перечень мероприятий и решений, которые помогут реализовать задачи кадровой политики

Планирование

Чтобы реализовать все цели и принципы на практике, их нужно описать в различных документах:

  • план кадровых мероприятий, обучения;
  • правила внутреннего распорядка, инструкции по отделам;
  • положения о премировании и дисциплинарной ответственности;
  • инструкции и регламенты действий (например, для делопроизводства, подбора новых кадров);
  • общие приказы по предприятию, которые вводят какие-либо локальные нормы.

Отдельно выделим блок документов, связанных с обеспечением и улучшением условий труда. За этим направлением осуществляется контроль со стороны государства (ГТИ, прокуратура). Кадровая политика должна предусматривать проведение оценки условий труда, регулярные инструктажи, другие мероприятия.

Практически все документы по кадровой политике и делопроизводству можно вести в системах электронного документооборота. Это современное решение, которое подходит любой компании. Рекомендуем обратить внимание на «Добыто. КЭДО», где реализованы все необходимые функции для работы с персоналом.

Контроль результатов по кадровой политики

У каждой цели и задачи кадровой политики должен быть соизмеримый результат. Контролировать исполнение мероприятий и принципов можно:

  • путем проведения внутренних или внешних проверок кадровой службы;
  • путем тестирования, аттестации, экзаменов и иных аналогичных мероприятий с персоналами;
  • путем оценки показателей деятельности предприятия и работы сотрудников (в сравнении за определенный период времени).

При постановке задач кадровой политике руководство определяет ответственных лиц, сроки выполнения. Это можно указать непосредственно в планах мероприятий по кадрам. Контроль может осуществляться в плановом порядке (в ходе выполнения задачи), либо по итогам определенного времени.

Комментарий эксперта. Организация сама выбирает направления кадровой политики. В законодательстве таких требований нет. Но для реализации отдельных задач и мероприятий можно принимать участие в государственных программах. Например, на портале «Работа в России» если сервисы, позволяющие пробирать персонал под свои нужды. Это станет оптимальным решением для компаний, где нет собственной службы рекрутинга.

Какие преимущества дает использование системы «Добыто. КЭДО»

Система «Добыто. КЭДО» позволит реализовать любые цели и принципы кадровой политики предприятия. Помимо прочего, там можно:

  • выстраивать кадровые процессы и цепочки взаимодействия с персоналом;
  • ставить задачи и контролировать сроки из выполнения;
  • оформлять практически все виды документов по кадрам, обеспечивать их учет и хранение;
  • организовать мероприятия по обучению и саморазвитию персонала, проверке их знаний;
  • выгружать данные по различным показателям, в том числе с формированием отчетности.

Упростить внутренние процессы поможет функция интеграции с другими программами, сервисами. Чтобы ознакомиться с возможностями системы «Добыто. КЭДО», рекомендуем заказать ее демоверсию.

Факторы, которые влияют на эффективность управления кадровой политикой компании
Факторы, которые влияют на эффективность управления кадровой политикой компании

Заключение

  • Кадровая политика – это совокупность принципов, целей и мероприятий по работе с персоналом. Ее можно описать в различных документах, от коллективного договора до правил внутреннего распорядка.
  • Управление кадровое политикой включает планирование, разработка и утверждение документов, проведение мероприятий и контроль за выполнением поставленных задач. Полномочия по управлению возлагаются на руководство компании, кадровую службу.
  • Целями управления кадровой политик может быть повышение общего уровня квалификации персонала, подбор кадров и повышение эффективности работы. Контроль за реализацией задачи может быть постоянным (плановым) или долгосрочным.

FAQ

Что такое управление кадровой политикой?

Это определение задачи и принципов работы с персоналом, подготовка документов для их описания, контроль за выполнением мероприятий. В том или ином виде кадровая политика есть в каждой компании.

Какие документы нужны для управления кадровой политикой?

Сюда могут входить различные локальные акты – положения, регламенты, правила, инструкции, коллективные договор и т.д. Для их оформления рекомендуем использовать систему электронного документооборота «Добыто. КЭДО».

Как проверить результат управления кадровой политики?

Для этого можно сравнить показатели работы персонала и общий итог деятельности компании за определенный период. Также предприятие может проводить проверку знаний и навыков персонала, аудит кадрового делопроизводства и документации.

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто