В некоторых сферах бизнеса наблюдается острая нехватка профессиональных кадров. Например, в IT получить профессионала среднего звена с опытом – это как выиграть в лотерею. Что остается делать работодателям? Создавать максимально привлекательные условия труда с высокой зарплатой не всегда возможно. Наиболее доступный вариант – набирать на работу перспективных кандидатов, и самостоятельно обучать их. В перечень вариантов действий входит отправка на курсы и тренинги, в учебные центры для повышения квалификации или разработка учебных программ и обучение внутри компании в так называемом корпоративном университете.
Читайте, что такое корпоративный университет, зачем и когда ли он нужен, как его создать с помощью электронных сервисов и программ.
Понятие корпоративного университета
Корпоративный университет – система обучения сотрудников компании, призванная решать как текущие, так и стратегические задачи. Фактически, это аналог учебного заведения в стенах компании, в котором могут обучаться действующие работники, кандидаты, студенты в соответствии с ученическим договором, а также партнеры, представители.
Одним из первых корпоративных университетов был Kettering University компании General Motors (1919 г.). В то время академические знания не удовлетворяли растущей потребности будущей корпорации, и на рынке был острый дефицит квалифицированных кадров в сфере промышленного производства. Есть собственные корпоративные университеты у General Electric, Disney, McDonald’s и других крупнейших компаний. Но потребность в ценных кадрах есть не только у гигантов бизнеса, но даже и у небольших фирм.
В каждой компании свои стандарты и требования, подходы к бизнес-процессам, поэтому и профессиональные знания сотрудников должны соответствовать задачам конкретного бизнеса. Ни один приглашенный коуч или консалтинговая компания не сможет разработать курс и провести его с учетом нужд, специфики компании. Лучше собственных специалистов никто не сможет знать, что именно требуется организации, поэтому логично, что к обучению привлекают именно собственных высококвалифицированных сотрудников с богатым опытом и навыками. Существенную помощь в процессах обучения окажет модель «Добыто. Знания».
Мнение эксперта. Изначально корпоративные университеты представляли собой традиционное учебное заведение с оффлайн лекциями, семинарами, тренингами, практиками, экзаменами, стипендиями и прочими атрибутами. В век цифровых технологий необходимость в таком формате отпала, и все обучение можно осуществлять дистанционно через специализированные платформы или сервисы. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классический формат никто не отменял, и многие работодатели успешно его сочетают с онлайн-обучением. В целом, корпоративный университет – это целая экосистема со всей HR-структурой компании, а не только традиционная LMS-система и базы знаний.
Как узнать, что вам нужен корпоративный университет
Следующий чек-лист поможет узнать – нужен ли конкретной компании корпоративный университет или нет:
- Постоянный приток новичков, которым необходимо обучаться и развиваться?
- Застой бизнеса – требуются новые идеи, нестандартные решения, навыки?
- Планируется массово развивать навыки менеджеров, специалистов?
- В компании работают профи с богатым опытом, и нужно сохранить их знания для передачи новым специалистам?
- Вводится корпоративная политика со специфическими стандартами, целями, ценностями?
- Сфера деятельности связана с постоянным обучением (инструктажи и пр.), проверкой знаний?
Если хотя бы в одном из перечисленных выше случаев ответ был положительным, то пора задуматься о создании своего корпоративного университета. Естественно, что вовсе не требуется организация полноценного учебного заведения с отдельными помещениями, профессиональными преподавателями, специализированным оборудованием и пр. Современный корпоративный университет – это знания, навыки, мотивация, тренинги, интерактивные курсы в дистанционном формате через специализированную онлайн-платформу. Для этого рекомендуем использовать сервис «Добыто. Знания».
Мнение эксперта. Корпоративный университет потребуется и компаниям, в которых много дистанционных сотрудников. Если весь персонал работает в офисе, то при необходимости всегда можно отправить отдельных сотрудников в учебный центр или пригласить эксперта для проведения учебных курсов. С дистанционными сотрудниками сделать это проблематично.
Этапы создания корпоративного университета
В разных методиках выделяют разные этапы, но обычно это следующая последовательность:
Определение необходимости в собственном учебном центре. Нужно понять, нужна ли вообще система обучения в компании, какие проблемы она сможет решить, оправдают ли себя затраты на ее создание, поддержание и развитие.
Аудит компании. Анализируются текущие потребности в обучении сотрудников структурных подразделений, определяются возможности компании в рамках организации системы обучения, доступные ресурсы. Не лишним будет провести анализ подходов к корпоративному обучению у конкурентов.
Оценка потребностей компании и ее сотрудников в обучении. Анализируются показатели по каждому структурному подразделению, выявляются проблемы в знаниях и компетенциях – от этого зависит не только содержание образовательных программ, но и реализуемые подходы в обучении.
Расчет временных и финансовых затрат. Создание корпоративного университета требует времени – на разработку курсов, тестов, на оценку эффективности учебных программ, внедрение системы управления знаниями. Стоимость LMS-системы зависит от функционала, количества одновременно обучающихся и курсов, типа системы (облачная или коробочная). В бюджете учитывается стоимость самих курсов, если планируется их заказывать в консалтинговых компаниях.
Организационное планирование. На данном этапе определяют, будет ли организационная структура централизованной (обучением персонала всей компании занимается HR-отдел), децентрализованной (руководители подразделений берут на себя ответственность за организацию обучения подчиненных). Нужно понять, сколько потребуется специалистов с конкретными ролями (администраторы, разработчики курсов, преподаватели и др.).
Способы оценивания эффективности обучения. Еще до внедрения системы обучения нужно знать, как будет оцениваться эффективность учебы. Только лишь оценка знаний персонала – довольно субъективный критерий. Как минимум, должна быть обратная связь с обучающимися сотрудниками для понимания проблем с учебными программами, оценивание качественных и количественных показателей после завершения учебы в корпоративном университете, различная аналитика по подразделениям, сотрудникам в период прохождения курсов, тренингов.
Выбор платформы для обучения онлайн. Основа современного корпоративного университета в техническом плане – LMS-система, дополненная базой знаний. Базу знаний можно рассматривать как онлайн-энциклопедию, где собраны в структурированном виде все знания компании, а LMS-система – площадка, на которой сотрудников будут обучать дистанционно. На российском рынке представлено большое количество LMS-систем, и выбор подходящей – сложная задача. Рекомендуем обратить внимание на модуль «Добыто. Знания».
Внедрение обучающей платформы. На завершающем этапе в выбранной LMS-системе создают пробный курс, проводят бета-тестирование, выявляют возможные проблемы и сложности, и после их устранения приступают к разработке полноценных учебных программ.
Возможные проблемы при создании корпоративного университета
При создании корпоративных университетов многие компании сталкиваются с одинаковыми проблемами и трудностями, из которых можно выделить следующее:
- Опрос сотрудников о том, какие знания им нужны – нелепое занятие. Рекомендация абсолютно бессмысленная, поскольку сотрудники не могут знать, каких знаний, компетенций им не хватает. Это всё равно, что попросить первокурсников составить себе план обучения в вузе. Лучше вместо опроса пригласить экспертов со стороны, которые смогут выявить «белые пятна» в знаниях сотрудников, и понять, какие знания персоналу потребуются в будущем в соответствии со стратегией развития компании.
- Не нужно составлять учебные программы, отталкиваясь только от мнения руководителей обособленных структурных подразделений. Каждый руководитель укажет на потребности в знания своих подчиненных, и в итоге будет 2 проблемных варианта: универсальные учебные программы (часть знаний, с которой у сотрудников одного подразделения нет проблем, все равно придется изучать, тратить лишнее время) или отдельные программы для каждого филиала (большие затраты времени на подготовку каждой программы обучения).
- Согласование системы корпоративного обучения с высшим руководством компании. Руководитель компании видит только рыночные преимущества, стратегию развития, цели и задачи – он не обязан разбираться в том, какие знания и навыки нужны сотрудникам для этого. Мнение учитывать нужно, но программы обучения разрабатываются экспертами с учетом и множества других факторов.
- Формализация работы корпоративного университета. Преподаватели, разработчики курсов, коучи, приглашенные эксперты являются носителями знаний, и их тоже необходимо оценивать – насколько эффективно подаются учебные материалы, есть ли у сотрудников мотивация к обучению, вовлеченность, заинтересованность не в учебе, как таковой, а в получении знаний, применяемых ими на практике.
- Разрозненность учебных программ. Корпоративный университет должен восприниматься как единое целое, но на практике нередко получаются компиляции случайных тренингов, тестов, курсов. Проблема связана с тем, что система корпоративного обучения воспринимается некоторыми руководителями подразделений в качестве малоэффективного обязательного дополнения к работе, особо не несущей практической ценности – разве что для поддержания корпоративного духа.
- Отсутствие развития учителей. Развитие в образовательном процессе подразумевает развитие не только сотрудников в лице учеников, но и преподавателей. Нет смысла в организации системы корпоративного обучения, если сами преподаватели не будут получать новые знания, обучаться в соответствии с текущими особенностями окружающей бизнес-среды.
Среди других проблем при создании корпоративного университета (как традиционного, так и онлайн) можно назвать нехватку высококвалифицированных преподавательских кадров, ресурсов, денег и времени. Руководители под корпоративным университетом нередко понимают именно традиционное учебное заведение внутри компании, тогда как организовать собственную систему обучения можно и посредством LMS-системы, что намного дешевле, быстрее и проще в реализации.
LMS-система: основа для создания корпоративного университета
LMS-система – система управления обучением персонала, представляющая собой платформу для публикации курсов, проведения тренингов, оценивания знаний, взаимодействия преподавателей и сотрудников компании. При выборе подходящей вашей компании LMS-системы следует заранее ответить на вопросы следующего чек-листа:
- Есть ли весь необходимый функционал в одной системе?
- Требуется ли брендирование?
- Возможно ли масштабирование?
- Есть ли все необходимые интеграции с учетными системами компании?
- На каких серверах требуется размещение (облачная или коробочная версия)?
- Обязательно ли соответствие требованиям ФЗ-152, нахождение серверов на территории РФ?
- Предусмотрена ли доработка (разработка дополнительных модулей) под требования заказчика?
- Как реализована оплата?
Модуль «Добыто. Знания» подойдет как для разовых мероприятий по обучению персонала, так и для реализации полноценных программ.
Но система управления обучением – это только платформа, и без профессиональных преподавателей, сопутствующих курсов и тренингов, разработанных экспертами в соответствии с проблемами и нуждами конкретной компании, справочных, учебных материалов в виде максимально полной и четко структурированной базы знаний любая LMS-система оказывается бесполезной. И эти моменты нужно продумать еще на стадии создания корпоративного университета.
Мнение эксперта. Если сравнивать с классическим вузом, то LMS-система – это и «стены учебного заведения», и его материально-техническое оснащение, и организация учебного процесса. Естественно, что без мотивации к обучению самих сотрудников, квалифицированных преподавателей (HR-менеджера, кадровика), структурированных, индивидуально разработанных учебных программ, представляющих собой комплекс интерактивных курсов, тренингов, тестирований, вебинаров и учебных материалов, ценность даже самой продвинутой LMS-системы окажется под вопросом.
Заключение
- Корпоративный университет – система корпоративного обучения, внедряемая в конкретной компании для решения как текущих, так и стратегических задач. К текущим задачам относится нехватка знаний персонала для эффективной работы, отсутствие развития бизнеса, нехватка квалифицированных кадров, большая текучка и др. К стратегическим задачам можно отнести достижение общих целей и задач компании на рынке, привлечение высококвалифицированных специалистов, расширение бизнеса и пр.
- Корпоративный университет в крупных компаниях представляет собой классическое учебное заведение, где есть преподавательский состав, отдельные оборудованные помещения для занятий, расписания, оценивание знаний, стипендии. Все чаще средний бизнес выбирает систему корпоративного обучения онлайн – на основе LMS-систем. Такой подход существенно снижает временные и финансовые затраты, позволяет проводить обучение сотрудников разных подразделений дистанционно, не требует установку специализированного ПО (при использовании облачной версии).
- Эффективность работы корпоративного университета резко снижается, если отсутствует мотивация сотрудников к обучению. Как вовлечь персонал в учебу? Для этого используют разные методы, включая интерактивность, геймификацию, систему поощрений. Все это тоже прорабатывается при создании корпоративного университета – в конце концов, именно работодатель заинтересован в квалифицированных кадрах.