Сегодня одним из факторов, определяющих успех компании, считается наличие высококвалифицированного персонала. Профессиональный рост и улучшение квалификации являются неотъемлемыми частями внутренних процессов организации. Однако, для достижения нужных результатов важно понимать основные аспекты обучения и развития работников.
Читайте о целях, видах и методах рассматриваемого процесса, роли ответственных лиц в данной области, а также значении электронного документооборота в построении образовательной системы.
Кто отвечает за развитие
Как известно, сотрудники это наиболее ценный актив и их интеллектуальный рост главный фактор для обеспечения конкурентоспособности на рынке.
Именно здесь на сцену выходит специалист по развитию. Профессия предполагает анализ текущих потребностей, подбор наиболее рабочих способов обучения и иные обязанности.
Основные задачи
Среди главных задач специалиста можно обозначить:
- разработка и продвижение решений с учетом потребностей фирмы и ее направленности;
- кураторство в части набора и адаптации штатных единиц;
- осуществление обратной связи;
- анализ потребностей и ожиданий уровня удовлетворенности людей;
- консультирование руководства, в том числе определение нуждаемости компании в штате, прогноз предполагаемых проблем и предложение решения;
- иное.
Требования к профессии
Законодательное регулирование рассматриваемого направления обозначено в следующих нормативно-правовых актах:
- Трудовой кодекс — определяет права и обязанности сторон;
- Приказ от 09.03.2022 г. № 109 н — формирует требования к профессиональной компетенции работника;
- иные законы.
Так, например, согласно статье 195.3 ТК, при наличии принятых законодательных актов о требованиях к квалификации, работодатели при приеме на работу обязаны соблюдать указанные условия. Таким образом, при приеме в штат сотрудников, необходимо руководствоваться установленными стандартами и положениями.
В соответствии с Приказом Минтруда от 09.03.2022 года № 109н, определены следующие стандарты в отношении специалиста:
- наличие высшего специализированного образования (бакалавриат);
- при наличии непрофильного высшего, дополнительно требуется пройти переподготовку.
Работодатель вправе установить дополнительные критерии при отборе, но они не должны противоречить установленным правилам.
Направления и методы
Развитие персонала имеет огромное значение в современном бизнесе. Оно не только помогает выработке профессионализма, но и являет собой стратегический инструмент для достижения успеха. Главными целями рассматриваемого направления можно считать:
- переквалификация: осуществляя, в том числе самообразование, человек расширяет свою компетенцию, осваивает новые методы и приобретает специализированные навыки. Это позволяет ему справляться с поставленными задачами и лучше разбираться в технологических нововведениях отрасли;
- мотивационное усовершенствование и удовлетворенность штата: когда сотрудник видит, что работодатель готов реализовывать и инвестировать в его интеллектуальный потенциал, это создает чувство ценности и признания труда. Работники становятся более преданными и стремятся достичь лучших показателей. Это, в свою очередь, улучшает качества труда и увеличению производительности;
- увеличение конкурентоспособности на рынке: в наше время, когда технологии развиваются с огромной скоростью, важно быть впереди своих конкурентов. Регулярное совершенствование знаний позволяет бизнесу следить за тенденциями и новшествами в отрасли, применять новые подходы к труду, адаптироваться более быстро к изменениям на рынке;
- иное.
Формы обучения
Можно обозначить следующие формы:
- Внутреннее: проводится с помощью штатных наставников, обладающих высоким уровнем опыта в соответствующей сфере. В таком случае организовываются специализированные курсы и мастер-классы, делаются презентации.
- Внешнее: руководство организовывает обучающий процесс во внешних заведениях. Такой вид способствует получению независимой оценки навыков, а также обмену опытом с представителями других фирм.
В свою очередь, внутреннее или внешнее преподавание может быть выражено в виде:
- переобучения: подразумевает под собой актуализацию полученных навыков или смену рода деятельности. Например, повар-кондитер в свете производственной необходимости, решает стать поваром универсалом. В данном случае, руководство направляет его на переквалификацию;
- профобучения: под данным видом понимается реализация непрерывного преподавания соответствующим профессиям. Например, фирма занимается изготовлением и продажей пиццы. Соответственно, руководство принимает решение самостоятельно готовить кадровые единицы для выполнения ими своих трудовых обязанностей. В частности, могут подготавливаться пекари, официанты и т.п.
Методика
В процессе осуществления направления могут применяться следующие методы:
- тренинги и семинары: представляют собой корпоративные мероприятия на нужную тематику. Например, возможно проведение семинара касательно введения в действие какого-либо законодательного акта
- лекции: дают возможность объединить большое количество людей для получения новой информации или углубления уже имеющейся. В данном случае, ответственные лица могут организовать лекции в специальном заведении или пригласить преподавателя извне;
- тестирования: проведение тестов помогает оценке таких ключевых умений, как владение теорией и практикой, взаимодействие с компьютером и программным обеспечением, коммуникативные и лидерские способности. “Добыто” это уникальная база знаний основанная на искусственном интеллекте. Благодаря нашему сервису, вы можете создавать курсы, задания и тесты различной сложности, а также самостоятельно проверять ответы.
Комментарий эксперта. Заинтересовать кого-либо в росте компетенции или в переобучение возможно с помощью мотивации. К ней можно отнести: вручение грамоты, сертификатов, объявление благодарности, возмещение расходов, пересмотр заработной платы и другое. Нужно также учитывать, что мотивация будет работать, если она применяется в отношении определенного типа людей. Так, например, человеку, стремящемуся постоянно развиваться в своей профессиональной области, мотивацией может служить предоставление возможности подняться по карьерной лестнице.
Теория и практика
В своей деятельности профессионал вправе осуществлять любые действия для достижения нужного результата. Какие именно, зависит от ситуации Например, поставлена задача подобрать водителей грузовых авто. В то же время, планируется сокращение имеющихся водителей легковых автомобилей. Что делать в такой ситуации? Кончено же предложить имеющимся водителям легковых авто переобучиться на вождение грузовиков. Как правило, оформляется направление на переобучение.
Или приведем другой пример. В отделе определенной корпорации имеется дефицит квалифицированных юристов, но есть достаточное количество помощников юристов. В этом случае, организовываются дополнительные курсы направленные на квалификационный рост помощников. Таким образом, дефицит юристов восполняется за счет имеющихся помощников. Для устранения штатного дефицита, как правило, внедряют постоянное профобучение.
Организация непрерывного профобучения
Внедрение осуществляется в следующем порядке:
- В начале проводится анализ текущей ситуации для определения потребностей в обучении. Для этого используются различные приемы, такие как анкетирование, интервьюирование и иное.
- После определения критериев, разрабатываются наиболее эффективные стратегии. Создаются планы для семинаров и вебинаров, учитывая индивидуальные особенности каждого человека.
- Далее утверждается способ мониторинга успеваемости (например, тестирование, контроль выполнения заданий и обратная связь от коллег и руководителей).
- Затем определяются стратегии на будущее, в том числе разрабатываются необходимые навыки и конкретные планы по их увеличению.
- После прохождения всех этапов устанавливается и реализовывается соответствующая программа профобучения.
Комментарий эксперта. К ошибкам допускаемым при внедрении можно отнести: отсутствие контроля, мотивации, проведение нерегулярных занятий, отход от основной стратегии бизнеса и т.п. При утверждении образовательной концепции нужно учитывать все возможные недочеты и ошибки. “Добыто” позволяет осуществлять образование с помощью разнообразных курсов и заданий. Система сама выдает ответы и контролирует полученный результат. Благодаря использованию инновационных методик, обучающий план реализуется в три раза быстрее.
Электронный документооборот
Наиболее комфортным форматом реализации различных образовательных программ, считается использование электронного документооборота(“ЭДО”). Внедрение такого формата происходит в следующем порядке:
- В начале определяются цели и задачи по повышению знаний или их улучшению. В зависимости от области, в которой требуется улучшение, формируются конкретные направления.
- Далее происходит непосредственное подключение к ЭДО. Такое подключение может осуществляться в следующей последовательности:
- получение КЭП в удостоверяющем центре (подробную информацию о получении можно найти по этой ссылке);
- определение подходящего электронного документооборота. «Добыто» предлагает удобный и надежный сервис, основанный на современных технологиях и искусственном интеллекте;
- подписание договора об оказании услуг с выбранным исполнителем. В договоре указываются основные условия, срок их действия, цена и другие детали;
- настройка работы с системой.
- Затем проводится разработка обучающих материалов, которые должны быть хорошо структурированы и организованы, чтобы пользователь мог легко освоить представленную информацию. Эти материалы могут включать учебники, видеоуроки, презентации и другие ресурсы.
- Реализация практики (данный этап способствует лучшему усвоению материала).
Комментарий эксперта. Для успешного внедрения программы необходим комплексный подход и учет индивидуальных особенностей. Все это позволит обеспечить достойное функционирование в информационном обществе. Универсальный сервис “Добыто” позволит качественно и без лишних затрат подключить образовательную программу любой сложности. Вы можете настроить профобучение в комфортной среде с применением удобных средств проверки.
Почему ЭДО это перспективно
Получение знаний сотрудниками при помощи цифрового документооборота имеет множество преимуществ:
- сокращение временных затрат. Пользователи прослушивают лекции в удобное для них время и из любой удаленной локации. Такой подход экономит не только время, но и ресурсы;
- цифровое делопроизводство обеспечивает централизованное хранение и управление всей документацией, что дает возможность сократить затраты на покупку бумаги;
- использование онлайн-сервиса также значительно ускоряет обработку файлов. Они становятся моментально доступными для просмотра и редактирования, что способствует быстрому выполнению процедур и оперативному реагированию на изменения;
- обеспечивается контроль и оценка успеваемости. Администраторы системы отслеживают активность каждого учащегося, его прогресс и уровень освоения материала. Это помогает более точно оценивать эффективность занятий.
Комментарий эксперта. Цифровое делопроизводство считается эффективным инструментом для квалификационной подготовки. В будущем планируется обязательное использование цифрового делопроизводства во всех сферах, в том числе в государственных структурах. “Добыто” поможет сэкономить организационные и иные расходы.
Выводы
- Развитие персонала – включает в себя обучение, карьерную подготовку, повышение компетенции, а также поиск талантов. Все это играет важную роль в построении успешной команды и достижение целей. Реализация таких направлений позволяет бизнесу укрепить свою конкурентоспособность и подготовиться к переменам в деловой среде.
- «Добыто» предлагает современное решение, позволяющее автоматизировать процесс преподавания, используя передовые технологии и искусственный интеллект. Вы сможете не только организовать профессиональное переобучение, но и хранить и обмениваться документацией.
- Система самостоятельно проверяет наличие необходимых подписей, предлагает отправить уведомления и информирует о необходимости подписания документов. Мы гарантируем надежное хранение всех ваших данных.
Часто задаваемые вопросы
Кто в организации вправе заниматься вопросами квалификационного повышения?
Ответ: Этим занимается специальный сотрудник, имеющий высшее образование.
Каким законом определены требования к специалисту по кадрам?
Ответ: Они обозначены в приказе Минтруда от 09.03.2022 № 109 н.
Какие виды преподавания применяются?
Ответ: Тренинги, лекции, семинары и т.п.