Компетенция руководителя – это совокупность его деловых и личных качеств, профессиональных знаний и навыков, опыта работы. От ее реализации зависит обоснованность и своевременность принятия управленческих решений и общая эффективность работы компании. Развитие компетенции может осуществляться естественным образом, путем наработки практики управления и руководства. Также можно проходить обучение и повышение квалификации, отрабатывать навыки в ходе практических занятий и тренингов.
Читайте, от чего зависит оценка уровня компетенций руководителя, как правильно выбрать варианты ее развития, обеспечить условия для самообучения в компании.
- Что такое компетенция руководителя
- Чем определяется уровень компетенции руководителя
- Оценка управленческих компетенций
- Обучение, повышение квалификации и аттестация
- Практические занятия, бизнес-тренинги
- Саморазвитие и самообучение
- Методические материалы и программы для развития компетенций
- Чем поможет модуль «Добыто. Знания»
- Выводы
- FAQ
- Список источников
Что такое компетенция руководителя
Под компетенцией понимается совокупность профессиональных, личных и деловых качеств, которые помогают добиться определенного результата. Для руководителя компетенции необходимы:
- чтобы эффективно управлять компанией, принимать своевременные и правильные решения по текущей деятельности;
- чтобы выступать лидером по отношению к подчиненным, мотивировать их для выполнения поставленных задач и целей;
- чтобы взаимодействовать с третьими лицами по вопросам, связанным с ведением и развитием бизнеса;
- чтобы принимать стратегические решения, планировать деятельность организации на будущие периоды;
- чтобы правильно распределить полномочия, обязанности и уровни ответственности между подчиненными.
Руководитель – это важный, но не единственный элемент команды в компании. Поэтому он должен быть авторитетом в глазах рядовых сотрудников, уметь предупреждать и урегулировать спорные вопросы, конфликты и споры.
Определенные компетенции есть у любого лица, назначенного на должность руководителя. Но их уровень может существенно отличаться, так как зависит:
- от объема профессиональных знаний, профильного образования и квалификации;
- от практических навыков и опыта работы (особенно в профильной сфере деятельности);
- от личных и деловых качеств, психологической подготовки;
- от желания развиваться и обучаться для повышения уровня компетенций.
Управленческие, личные и деловые качества руководителя важны собственникам компании. Для этого они проводят проверки, тесты и собеседования при рассмотрении кандидатур на указанную должность. Если в процессе работы продемонстрирован низкий уровень компетенций, а руководитель не хочет развивать их, учредители могут принять решение о расторжении контракта.
Комментарий эксперта. У каждого руководителя должно быть естественное стремление по карьерному росту. Таких целей можно достигнуть непосредственно в свое компании (например, если она расширяется), либо путем поиска более престижного места работы. Без развития компетенций сложно рассчитывать, что новый работодатель отдаст предпочтение при рассмотрении резюме. Конкуренция в данной сфере достаточно большая.
Чем определяется уровень компетенции руководителя
Условная классификация предусматривает 6 уровней компетенций руководителя:
- нулевой – отсутствие опыта и знаний (например, если соискатель никогда ранее не занимал руководящих должностей);
- первый – есть базовый объем знаний, дающий представление о функциях, полномочиях и ответственности руководства;
- второй – есть знания и базовый практический опыт (достаточно для решения относительно простых задач, управления небольшой компанией);
- третий – есть большой практический опыт, в том числе по управлению крупных и сложными проектами;
- четвертый – есть знания, практический опыт и профессиональные навыки, что позволяет реализовать любой проект «с нуля», развивать и мотивировать сотрудников;
- пятый – кандидат постоянно развивает знания, опыт и навыки, повышает эффективность управления и добиваться поставленных задач.
Сложно рассчитывать, что собственники компании смогут сразу найти кандидата с высоким уровнем компетенций. Даже если такой соискатель подаст заявку, его требования по зарплате и различных бонусам будут неподъемными для вновь открытой фирмы. Поэтому оптимальным вариантом может стать прием на работу перспективного руководителя, чей уровень компетенций можно развить в процессе деятельности.
Руководитель должен обладать и общими навыками работы с современным оборудованием, программным обеспечением. Например, сейчас фактически стало стандартом ведение электронного документооборота, подписание документов посредством ЭЦП, обмен ими через различные платформы и сервисы. Эффективным вариантом решения таких задач является система «Добыто. КЭДО». Работая с ней, руководитель сможет ставить задачи и планировать определенные мероприятия, контролировать ход и сроки их исполнения.
Оценка управленческих компетенций
На начальном этапе, оценить уровень компетенций необходимо до заключения контракта с руководителем. Оценка в отношении претендентов на должность может осуществляться по следующим направлениям:
- конкурс резюме, т.е. сравнение информации от нескольких соискателей;
- различные форматы тестирования, собеседования, предварительная аттестация и т.д.;
- проверка практических навыков управления компаний (например, по рекомендациям с предыдущего места работы);
- предоставление испытательного срока по контракту.
На должность руководителя можно назначить специалистов, работающих в компании. Для целей карьерного роста есть возможность сформировать кадровый резерв, постепенно и постоянно готовить должностное лицо к повышению. Данный вариант может быть очень эффективным, так как будущий руководитель получит необходимый объем компетенций непосредственно в ходе работы.
Обучение, повышение квалификации и аттестация
Это одно из основных направлений для развития компетенций руководителя и повышения их уровня. За счет компании или самого управленца можно организовать:
- получение нового образования (в частности, по специализации, имеющей отношение к сфере деятельности компании);
- повышение квалификации (курсы, онлайн-семинары, конференции и т.д.);
- стажировку в другой организации (например, если ее бизнес-модель выбрана как приоритетная цель для развития компании);
- аттестацию, т.е. проверку знаний и навыков (для некоторых категорий руководителей это обязательное требование).
Любое обучение должно дать новые знания. Поэтому курсы и учебные программы необходимо подбирать с учетом текущего уровня компетенций директора. В противном случае будет наблюдаться стагнация, когда руководитель не будет развиваться в профессиональном плане.
Чтобы обучение и повышение квалификации не сказалось на рабочих процессах, необходимо запланировать сроки проведения всех мероприятий. Эта задача является одним из направлений текущего кадрового планирования. Составить план, который отвечал бы интересам всех специалистов руководящего и среднего звена, можно в системе «Добыто. КЭДО». Там же есть возможность контролировать выполнение плана, корректировать и уточнять задачи для ответственных лиц.
Комментарий эксперта. У руководителя вряд ли будет много свободного времени, чтобы самостоятельно искать учебные программы и курсы. Поэтому такие полномочия обычно передаются специалистам кадровой службы. Они анализируют предложения от образовательных центров, готовят рекомендации по всем мероприятиям, передают их на утверждение директору. Указанную цепочку взаимодействия легко выстроить в системе «Добыто. КЭДО».
Практические занятия, бизнес-тренинги
Возглавляя компанию, руководитель будет изначально получать опыт управления, принятия решений. Но для полноценного развития компетенций необходимо изучать практику работы других успешных предприятий, осваивать новые методики и бизнес-модели. В перечень практических мероприятий могут входить:
- тренинги с участием руководителей разных компаний и сфер деятельности;
- стажировки с целью обмена опытом;
- практические занятия непосредственно в своей компании.
Руководитель может привлекаться к реализации сторонних проектов, напрямую не связанных с профильной деятельностью его компании. Это поможет развить управленческие и командные навыки, которые можно реализовать в отношении своих непосредственных подчиненных.
Саморазвитие и самообучение
Руководитель должен быть сам заинтересован в развитии и повышении уровня своих компетенций. Эти процессы могут быть реализованы в виде:
- изучения методических материалов, профильных бизнес-изданий, современных практик;
- освоения новых программных комплексов, приложений и сервисов;
- получения навыков работы с государственными информационными платформами и ресурсами;
- изучение нормативных и подзаконных актов по профильную деятельности;
- анализ теоретической литературы под свой профиль работы.
Саморазвития и самообучение должно стать постоянным процессом. Это позволит своевременно реагировать на нововведения в законодательстве, на появление новых управленческих методик и моделей. Также руководитель должен выстроить систему самообучения для персонала компании, повышения его квалификации. Для этого можно использовать модуль «Добыто. Знания».
Методические материалы и программы для развития компетенций
Чтобы руководитель мог совершенствовать свои навыки и развивать компетенции, необходимо создать соответствующие условия в компании. Для этих целей можно запланировать:
- заказ индивидуальных учебных программ и курсов под требования организации, руководящего состава;
- приобретение и внедрение современных программ, сервисов и приложений (например, в системе «Добыто. Знания» есть база методических и нормативных материалов, модули для самообучения);
- подключение к государственным и коммерческим информационным ресурсам, которые предназначены для обучения руководящего состава;
- приобретение или получение доступа к профильным изданиям.
Важное значение имеет работа с аналитическими данными о результатах деятельности компании. Анализируя их, руководитель сможет принять стратегические управленческие решения, готовить рекомендации по развитию бизнеса для учредителей. Чем больше предприятие, тем выше объем информации, которую необходимо держать под контролем. Поэтому руководителю крайне необходимо использовать современные решения для сбора, формирования и анализа данных. Упростить эту задачу поможет система «Добыто. КЭДО».
Чем поможет модуль «Добыто. Знания»
Одним из вариантов повышения уровня компетенций руководителя является самообучение. Для этого можно использовать мелодические и нормативные материалы, программные комплексы. Модуль «Добыто. Знания» дает возможность:
- получить доступ к базе данных по разным профилям деятельности, актуальному законодательству;
- настроить систему тестирования и проверки знаний;
- организовать постоянное развитие персонала, контролировать итоги обучающих и практических занятий;
- ставить задачи, связанные с повышением квалификации сотрудников, контролировать их исполнение.
Систему «Добыто. КЭДО» и модуль «Добыто. Знания» можно легко интегрировать с другими платформами и приложениями. Это станет дополнительным преимуществом для компаний, заинтересованных в развитии навыков и знаний руководителя, других специалистов. Бесплатная демоверсия системы позволит оценить ее функционал.
Комментарий эксперта. Собственник компании могут стимулировать руководителя для саморазвития, повышения уровня компетенций. Например, контракт может предусматривать премирование по итогам аттестации, либо за результаты деятельности. Учредители будут анализировать работу директора по отчетности за определенные календарные периоды.
Выводы
- Компетенция руководителя – это совокупность его знаний и навыков, личных, деловых и профессиональных качеств. Условно выделяются 6 уровней компетенции, от нулевого (отсутствие знаний и опыта) до пятого (способность решать самые сложные задачи).
- Развитие компетенций заключается в постоянном обучении и повышении квалификации, освоении современных программ и решений, оценке уровня знаний и навыков. Организовать эти мероприятия можно непосредственно в компании, либо через сторонние организации, интернет-ресурсы.
- Оценка компетенции осуществляется при рассмотрении кандидатур на должность руководителя, либо в отношении действующего управленца. По итогам оценки могут приниматься различные решения, от премирования до расторжения контракта.
FAQ
Что такое компетенции руководителя?
Сюда входит совокупность деловых, личных и профессиональных качеств, способность к управлению компанией и развитию персонала, реализации проектов и задач различной сложности. Чем выше уровень компетенций, тем больше будет эффективность от работы руководителя.
Зачем нужно развитие компетенций руководителя?
Для собственников компании это необходимо, чтобы развивать бизнес и повышать эффективность деятельности. Сам руководитель также заинтересован в развитии, чтобы отвечать всем задачам, поставленным его нанимателями.
Как обеспечить развитие компетенций?
Для этого могут проводиться различные курсы, бизнес-тренинги, конференции и семинары. Обучение может проводиться по профильным программам, с использованием модуля «Добыто. Знания».