Проверка самозанятых

Блог

Закон о самозанятых (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ) установил в России новую форму занятости. Это люди, работающие на себя, изготавливающие товары или оказывающие услуги без оформления индивидуального предпринимательства и без найма сотрудников по трудовому договору. Для них установлен специальный налоговый режим, получивший название НПД – налог на профессиональный доход. Пока что такая форма взаимодействия с налоговыми органами является новой, а правоприменительная практика по ней только формируется.

Читайте, зачем и кому нужна проверка самозанятых, где найти сервис для анализа текущего статуса, в чем заключаются особенности заключения договоров на самозанятости.

Как можно проверить статус самозанятого лица?

Самозанятые имеют право оказывать услуги и частным лицам, и предпринимателям, и организациям. При найме такого сотрудника работодателю не требуется уплачивать страховые взносы, ему также не нужно начислять и удерживать НДФЛ. Однако для этого первоначально нужно убедиться, что приглашенный специалист действительно имеет статус самозанятого. Это можно сделать следующими способами:

  • Запросить справку о постановке на налоговый учет в качестве плательщика НПД. Самозанятый может получить ее с помощью приложения, документ формируется за несколько секунд. Его подлинность подтверждается электронной цифровой подписью налогового ведомства.
  • Проверить статус через официальный налоговый сервис npd.nalog.ru. Для этого нужно знать ИНН сотрудника. Номер налогоплательщика вносится в поле, также нужно указать дату, на которую нужно проверить статус. После обработки запроса предоставляется информация, подтверждающая наличие или отсутствие статуса плательщика НПД.

Мнение эксперта. Самозанятость не должна подменять официальное трудоустройство по трудовому договору. Если организация нанимает сотрудника как самозанятого, чтобы уйти от налогов, это считается нарушением законодательства. Такие случаи достаточно быстро выявляются, работодателю грозят крупные штрафы.

Проверка статуса самозанятого позволит обеспечить гарантированное соблюдение законодательства. Статус НПД подтверждает, что человек легально оказывает услуги и несет ответственность за результат. После завершения работы и получения оплаты он обязан предоставить чек об оказанных услугах – этот документ имеет юридическую силу и может использоваться при заполнении бухгалтерских документов. Организовать схемы работы с самозанятыми поможет модуль «Добыто. КЭДО».

Официальный сервис по проверке статуса самозанятых есть на сайте ФНС
Официальный сервис по проверке статуса самозанятых есть на сайте ФНС

Как проводятся налоговые проверки самозанятых?

Введение нового налогового режима вызвало много вопросов, особенно в области контроля деятельности самозанятых. Такие работники должны самостоятельно указывать полученные суммы в приложении и выдавать чеки, причем они должны делать это непосредственно в день получения дохода. За нарушение предусмотрена ответственность: в первый раз самозанятое лицо будет оштрафовано на сумму в 20% от скрытого дохода, а во второй раз в течение полугода – на 100%.

Пока что налоговые органы не очень активно проверяют самозанятых граждан: обычно их доход невелик, поэтому и суммы штрафов не стоили бы потраченных ресурсов на постоянное проведение проверок. Однако ситуация со временем может измениться, тем более что способы финансового контроля становятся все более точными и эффективными.

Пока что существуют следующие способы проверки деятельности самозанятых:

  • Отслеживание поступлений на банковские счета. Банки обязаны предоставлять информации по запросу налоговых органов, это позволяет выявить факты оплаты без подтверждения дохода и выдачи чека. Например, если держатель дебетовой карты регулярно получает на нее переводы примерно на одни и те же суммы, у налоговой могут возникнуть вопросы об источнике средств. Обычно проверки проводятся в случае ежемесячного перечисления достаточно крупных сумм.
  • Контрольная закупка. Самозанятый оказывает услугу, но не выдает чек; налоговый инспектор, выступивший в роли клиента, имеет право назначить штраф. Однако такие проверки требуют согласования с Управлением оперативного контроля ФНС России, поэтому проводятся достаточно редко из-за большой трудоемкости.
  • Проверка по жалобе клиента. Если он не получил чек после оказания услуги, он имеет право обратиться в налоговые органы и заявить о нарушении. Часто такие ситуации связаны с некачественным оказанием услуг: проверка и подтверждение факта нарушения могут помочь клиенту вернуть деньги за плохо выполненную работу.

Если будет выявлено нарушение, самозанятый исполнитель будет оштрафован на сумму размером в 20% от заработка. Это должно мотивировать указывать все полученные суммы и не занижать налогооблагаемую базу. Учет взаиморасчетов с самозанятыми можно организовать по сведениям в модуле «Добыто. КЭДО».

Если самозанятый гражданин допускает просрочки по уплате налогов, ему будет начислена пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования. Хотя это очень небольшая сумма, она будет постоянно расти, так как пеня начисляется за каждый просроченный день. Выгоднее как можно быстрее погасить задолженность, чем потом переплачивать.

Отсутствие значительного давления на самозанятых связано и с тем, что при постоянных проверках такого бизнеса они просто снова начнут уходить в тень и переставать платить налоги. Выгоднее создать условия, при которых самозанятым самим будет выгодно указывать в приложении высокий доход и регулярно платить налог. Например, выданные справки о размерах заработка помогут получить кредит, так как подтвердят банку платежеспособность клиента.

Проверки бизнеса, работающего с самозанятыми гражданами

Намного чаще проводятся проверки бизнеса, работающего с самозанятыми исполнителями. Цель налоговых органов – проверить соблюдение законодательства по режиму самозанятости: нельзя допускать снижения уплаты налогов и страховых взносов из-за подмены самозанятостью работы по трудовому договору. Организации заключают с самозанятыми договоры ГПХ, что освобождает их от необходимости отчислять НДФЛ и вносить страховые взносы. Задача налоговой организации – отличить настоящую самозанятость от полноценных трудовых отношений, которые скрываются работодателем.

Перевод на самозанятость крайне невыгоден для самих работников. Они теряют право на получение больничных, оплачиваемых отпусков, других социальных гарантий. За них не делаются отчисления в пенсионный фонд, поэтому периоды такой работы не входят в страховой стаж. Перевод постоянных сотрудников в режим самозанятости является прямым нарушением трудовых прав сотрудников со стороны работодателя.

У налоговых органов есть широкий спектр инструментов для проверки деятельности организаций, использующих труд самозанятых граждан. Прежде всего, это информационный ресурс «МАРМ»: он фиксирует договоры, заключённые между компаниями и самозанятыми. Как только организация вступает в такие отношения, ей автоматически присваивается риск-балл. Чем он выше, тем больше вероятность, что к организации прибудет выездная налоговая проверка.

Приложение "Мой налог" - ключевой инструмент для работы по самозанятости
Приложение «Мой налог» — ключевой инструмент для работы по самозанятости

Риск-балл повышается при обнаружении следующих признаков:

  • Заключение договоров с одними и теми же самозанятыми лицами. Это говорит о том, что компания использует их в качестве постоянных сотрудников, но не зачисляет в штат и не оформляет трудовые отношения официально.
  • Регулярное перечисление примерно одинаковых сумм самозанятому. Например, если 10 и 25 числа организация переводит деньги на счет такого исполнителя, можно говорить о выплате регулярной зарплаты. В этом случае компания должна официально трудоустроить работника со всеми положенными выплатами и обязательствами.
  • Привлечение в качестве самозанятых бывших сотрудников организации. Часто это говорит о том, что работодатель решил сэкономить на уплате налогов и перевести сотрудников на режим НПД. Тем самым он ухудшает их финансовое положение и уклоняется от уплаты налогов, за что предусмотрена ответственность по закону.

При установлении организации высокого риск-балла налоговый инспектор начинает более детальную проверку, чтобы установить все имеющиеся нарушения. Начинается анализ финансового состояния сотрудников: оказывают ли они услуги другим организациям и предпринимателям, какие суммы в течение последних трех лет поступали на их налоговый счет.

Также инспектор будет проверять, не является ли заказ услуг у самозанятого способом обналичить денежные средства или занизить доходы, получаемые организацией. В результате он может установить все обстоятельства дела и подтвердить нарушения налогового законодательства. Правильно оформить документы с самозанятым поможет модуль «Добыто. КЭДО».

Мнение эксперта. Если самозанятый гражданин оказывает услуги только одной организации, регулярно получает от нее выплаты в определенные периоды, не имеет других заказчиков, налицо все признаки неоформленного трудоустройства. Если налоговое ведомство начинает активно интересоваться такой организацией, необходимо официально трудоустроить сотрудников, не дожидаясь прибытия выездной проверки. В некоторых случаях это помогает избавиться от крупных штрафов.

Что грозит организации и самозанятому при выявлении нарушений?

Если налоговый инспектор обнаружит нарушения, будет инициирована проверка, по результатам которой надзорное ведомство будет назначать штрафные санкции. Если работодатель незаконно перевел сотрудников на НПД, чтобы избавиться от налогов, им самим редко что-то угрожает. Сотрудников вызовут в налоговую инспекцию для беседы: инспектор будет задавать вопросы о характере деятельности и оказываемых услугах, их периодичности, регулярности оплаты.

В большинстве случаев сами сотрудники в такой ситуации являются пострадавшей стороной, так как работодатель нарушает их трудовые права. К ним штрафные санкции не применяются, а вот руководство предприятия будет отвечать по всей строгости закона.

Для ИП или организации уклонение от налогов может считаться административным правонарушением или уголовным преступлением — это зависит от размеров задолженности и периодичности нарушений. Ст. 122 Налогового кодекса устанавливает штраф за неуплату налогов в размере 40% от задолженности, кроме того, придется доплатить всю просроченную сумму.

Для злостных неплательщиков предусмотрена уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ. Уголовное дело обычно возбуждается при уклонении от налогов в крупном размере. Он считается крупным, если задолженность за 3 последних года превысила 13,5 млн. рублей. По этой статье предусмотрены следующие виды наказаний:

  • Штраф в размере до 500 тысяч рублей. Также может быть назначена принудительное взыскание части дохода в течение периода до трех лет.
  • Принудительные работы на срок до трех лет.
  • Лишение свободы на срок до трех лет. Обычно эта крайняя мера не применяется, виновному работодателю удается сохранить свободу.

Административная и уголовная ответственность – меры принуждения субъектов предпринимательства к честному выполнению своих обязательств перед государством. Лучше не ждать претензий со стороны налоговых органов и с самого начала е допускать нарушения законодательства.

Самые важные моменты, которые нужно знать о работе самозщанятым
Самые важные моменты, которые нужно знать о работе самозщанятым

Сотрудничество с самозанятыми по удаленной схеме

Многие самозанятые граждане работают с организациями по удаленной схеме без личного присутствия в офисе. Для работодателей это удобно: можно нанять фрилансера в любом регионе за приемлемую цену, получить требуемую работу и не тратить дополнительные суммы на отчисление НДФЛ и страховых взносов. Однако наем таких сотрудников должен проводиться с соблюдением всех требований, предусмотренных трудовым и налоговым кодексом.

Удалённые работники обладают такими же правами как те, кто работает офлайн. Руководство предприятия не может оформить договор с самозанятым для выполнения постоянной работы вместо договора об официальном трудоустройстве. Законодательство предусматривает привлечение самозанятых сотрудников только для выполнения разовых задач, с которыми не справляется штатный персонал. Договор и иные документы можно оформить в электронном виде через модуль «Добыто. КЭДО».

При заключении договора с самозанятым нужно тщательно прописать все права и обязанности сторон, чтобы исключить возможные спорные моменты. Если же к услугам этого специалиста приходится обращаться постоянно, и он не работает с другими заказчиками, нужно решить вопрос о его зачислении в штат.

Как оформить договор с самозанятым, находящимся в другом городе?

Если самозанятый исполнитель находится в другом городе, договор с ним заключается по тем же принципам, что и с обычным наемным работником. Возможны следующие варианты его заключения:

  • Заполнение договора в традиционной бумажной форме. Он высылается работнику по почте, подписывается, а затем один экземпляр высылается работодателю. Это достаточно трудоемкий вариант, требующий времени.
  • Оформление электронной версии договора, подписанной цифровой подписью (это можно сделать через модуль «Добыто. КЭДО».) У многих самозанятых уже есть электронная подпись, что дает право заключать договоры и подписывать другие документы в цифровом виде на расстоянии. Они обладают такой же юридической силой, как и традиционные бумажные версии документов.

Впоследствии самозанятое лицо оказывает услуги организации или ИП, получает установленные договором платежи и по каждому из них выдает чеки – они формируются через приложение «Мой налог», установленное на смартфоне. Параллельно исполнитель может сотрудничать с любым количеством других заказчиков. Поскольку он не является официально трудоустроенным сотрудником, на него не распространяются локальные нормативные акты компании, усе условия его работы отдельно приписываются в договоре.

Мнение эксперта. Многие самозанятые сами не заинтересованы в официальном трудоустройстве, так как налог увеличивается более чем в два раза. Однако в этом случае они остаются без социальных гарантий, а работодатель ставит себя под угрозу возможного преследования со сторон налоговой инспекции. Необходимо просчитывать риски для обеих сторон и тщательно прорабатывать формулировки в договоре, чтобы избежать неприятных последствий.

Возможно работать удаленно- одно из основных преимуществ самозанятости
Возможно работать удаленно- одно из основных преимуществ самозанятости

Заключение

  • Введение понятия самозанятости и нового налогового режима создало новые условия для взаимодействия между работодателем и работником.
  •  Пока что правовая практика в этой области только складывается, однако можно ожидать, что со временем самозанятые получат те же гарантии защищенности и те же требования к выполнению обязательств, что и официально трудоустроенные сотрудники.
  • Перевод документов в электронную форму и использование электронных цифровых подписей значительно упрощают работу с самозанятыми сотрудниками на расстоянии.

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто