Профессиональная адаптация работников

Блог

Профессиональная адаптация заключается в постепенном привыкании сотрудника к работе в новой компании, вовлечение во внутренние процессы. Указанные мероприятия организует работодатель сразу после заключения трудового договора. Адаптация может включать изучение локальных актов, наставничество, предварительное обучение, отработку практических навыков, опросы сотрудников. Повысить эффективность всех процессов помогут различные программы, в том числе модуль «Добыто».

Читайте, что понимается под профессиональной адаптацией работников, какие процессы и мероприятия она включает, что будет являться целью указанной программы.

Что такое профессиональная адаптация работников

Понятие адаптация означает привыкание, вовлечение. Применительно к трудовым отношениям, это будет:

  • привыкание к новому месту работу, условиям труда;
  • изучение правил поведения и дисциплины, корпоративной этики;
  • проведение предварительного обучения, повышения квалификации до нужного уровня;
  • вовлечение во внутренние процессы, к которым имеет отношение сотрудник;
  • привыкание к коллективу, выстраивание отношений в отделе или команде.

Нельзя сказать, что на период адаптации работодатель должен быть менее требовательным. Однако эксперты рекомендуют с пониманием относится к проблемам, которые могут возникнуть в первые дни и недели работы. Это может быть связано вовсе не с низким уровнем квалификации, а со стрессовой ситуацией, в которой оказался новый работник. Грамотное и постепенное вовлечение в трудовые процессы устранит указанные проблемы, найдет понимание у сотрудника и в остальном коллективе.

Слово «профессиональная» применительно к адаптации означает, что сотрудник будет привыкать к своей должности, профессии или специальности. Хотя работник изначально должен отвечать определенным требованиям, для их реализации может потребоваться изучение особенностей трудовых процессов, положений локальных актов и инструкций. Не менее важно дать время на освоение техники, программ или оборудования, с которыми впервые сталкивается специалист.

Комментарий эксперта. Профессиональная адаптация работников всегда предусматривает ряд учебных процессов и мероприятий. Как минимум, это будет первичный инструктаж, ознакомление с положениями, правилами и инструкциями. Для повышения эффективности указанных действий рекомендуем использовать модули «Добыто. КЭДО» и «Добыто. Знания». Доступ к этим программам получит и сам сотрудник, проходящий адаптацию.

Адаптация включает непосредственное взаимодействие с новым сотрудником
Адаптация включает непосредственное взаимодействие с новым сотрудником

Участники процессов адаптации

Адаптация может проводиться индивидуально, либо для группы новых сотрудников. Также в процессах могут принимать участие:

  • руководитель организации, профильного подразделения;
  • специалисты кадровой службы;
  • лица, уполномоченные на проведение обязательных инструктажей;
  • психологи, социологи;
  • специалисты, к которым новый сотрудник «прикреплен» в рамках программы наставничества.

К профессиональной адаптации можно привлечь сторонних экспертов. Например, представители рекрутингового агентства могут сопровождать эти процессы уже после подбора персонала. Работодатель может утвердить программу адаптации непосредственно перед ее началом, либо использовать постоянно действующие локальные акты (положения, инструкции, регламенты).

Особенности профессиональной адаптации работников

У процесса профессиональной адаптации должны быть конкретные цели. Для самого работника это будет:

  • получение представления об особенностях работы в компании;
  • приобретение навыков и знаний, которые позволят исполнять должностные обязанности, трудовые функции;
  • выстраивание нормальных отношений с коллегами, вышестоящими специалистами.

О результатах адаптации для сотрудника можно судить по эффективности его работы, отзывам коллег и руководителя профильного отдела. Также можно провести опрос по вопросам, которые покажут уровень удовлетворенности новой работой. Эти мероприятия рекомендуем проводить с использованием модуля «Добыто. Знания».

Со стороны работодателя итоги профессиональной адаптации могут заключаться в следующем:

  • появится уверенность, что новый специалист будет способен выполнять поставленные задачи, справляться со всем объемом работы;
  • снизится вероятность возникновения трудовых споров, конфликтов в кругу коллектива;
  • можно будет рассчитывать на повышение эффективности работы сотрудника и компании в целом.

Проведение адаптации может требовать дополнительных расходов, задействования трудовых ресурсов. К примеру, при схеме с наставничеством придется снимать часть обычных обязанностей с опытного сотрудника, чтобы он мог заниматься с новыми кадрами. Но в итоге работодатель только выиграет, так как наставник передаст бесценный опыт.

Профессиональная адаптация обычно проводится в пределах испытательного срока. Такое условие должно быть прописано в трудовом договоре. Чтобы правильно оформить все документы, соблюсти свои интересы и требования законодательства, рекомендуем использовать модуль «Добыто. КЭДО». Сотрудник, который проходит адаптацию, также может работать с системой, что упростит привыкание к внутренним процессам компании.

Формы и направления адаптации

В том или ином виде, сотрудник всегда проходит определенный процесс привыкания к компании, коллективу и новой работе. Если работодатель реализуют полноценную программу, то она может осуществляться по следующим направлениям:

  • непосредственно профессиональная адаптация – освоение навыков и изучение процессов в рамках своей должности, профессии и специальности;
  • социальная адаптация – изучение правил поведения, норм корпоративной этики, особенностей взаимоотношений в коллективе;
  • организационная адаптация – привыкание к структуре компании, уровням взаимодействия, нюансах деятельности в целом;
  • психофизическая адаптация – привыкание к графику рабочего дня и времени отдыха, общему ритму работы в организации.

Перечисленные направления наверняка будут взаимосвязано сочетаться. Например, привыкание к коллективу не снимает обязанность по освоению основных профессиональных навыков. Соответственно, работодателю и новому сотруднику придется комплексно подходить к процессам адаптации.

Ключевые направления профессиональной адаптации работников
Ключевые направления профессиональной адаптации работников

Эксперты обычно рекомендуют начать с социальной и организационной адаптацией. Нового сотрудника представляют всему коллективу или профильному отделу, показывают месторасположение структурных подразделений. Этот этап может занять несколько часов или дней (зависит от масштаба компании). Далее сотрудника допускают к рабочему месту, где она начнет осваиваться, изучать текущие процессы.

Новому работнику нужно разъяснить, к кому он может обращаться по всем возникающим вопросам. Это может быть официальный наставник (получает доплату), специалист кадрового отдела. Если оставить сотрудника без поддержки, он может «потерять себя» в многочисленных сложных процессах. Лучше избегать таких моментов, чтобы придать специалисту уверенность в своих силах, показать заинтересованность работодателя в эффективной адаптации.

Действия работодателя и кадровой службы

Перечень действий, решений и процессов зависит от особенностей методики профессиональной адаптации в конкретной компании. В общих чертах, сюда входит:

  • оформление документов о приеме на работу, в том числе с участием сотрудника (анкета, автобиография и т.д.);
  • встреча сотрудника в первые рабочий день, знакомство с руководителем профильного отдела, коллективом;
  • проведение обязательных и дополнительных инструктажей;
  • ознакомление с внутренними документами, правилами поведения и дисциплиной труда, распорядком, требованиями корпоративной этики;
  • допуск на непосредственное рабочее место, обеспечение всем необходимым для работы;
  • разъяснение дальнейших действий по адаптации (например, указание на дату и время беседы с психологом, доступа к оборудованию для отработки практических навыков);
  • оформление наставничества, определение места и времени занятий наставника с новым сотрудником;
  • опрос по вопросам, которые важны для проведения адаптации.

Желательно контролировать вливание сотрудника в новый коллектив. Кадровая служба должна знать о проблемах коммуникации в группе или команде, помочь работнику найти общий язык. Рекомендуем показать ценность нового сотрудника другим членам коллектива, рассказать о его опыте работы, профессиональных достижениях.  

Комментарий эксперта. Адаптируясь на новом месте работы, сотрудник должен видеть заинтересованность и поддержку со стороны работодателя. С этой целью желательно наладить схему обратной связи. Это может быть индивидуальная беседа на уровне руководства (при наличии возможности), опрос на предмет вовлеченности в общие процессы. Планировать и проводить такие действия можно в модулях «Добыто».

Этапы адаптации

Нельзя затягивать процесс адаптации на слишком большой срок. На привыкание к рабочему месту и особенностям внутренних процессов обычно хватает нескольких дней. Социальная и психофизическая адаптация может занять больше времени, так как зависит от личных качеств работника, других сотрудников.

Для разработки программы адаптации работодатель может использовать следующие методы:

  • составление психологического портрета нового сотрудника (по итогам собеседований, опросов, анкетирования);
  • разъяснение преимуществ и мер стимулирования, на которые можно рассчитывать после завершения адаптации;
  • вовлечение сотрудника в общие корпоративные мероприятия (официальные и неформальные).

Для целей адаптации важны и общие технологии управления персоналом. Сюда входят административные, организационные и экономические методы, применяемые работодателем.

Виды профессиональной адаптации работников в организации
Виды профессиональной адаптации работников в организации

Полезные инструменты для эффективной адаптации

От действий и решений лиц, участвующих в процессах адаптации, напрямую зависит ее эффективность. Чтобы добиться положительного результата, можно использовать:

  • полезные методические материалы по кадровому делу, психологии и социологии;
  • профильные программы, сервисы и приложения, в том числе модули «Добыто. КЭДО» и «Добыто. Знания»;
  • помощь экспертов в сфере кадрового дела, адаптации сотрудников;
  • программы обучения и курс повышения квалификации, материалы для саморазвития;
  • корпоративную электронную библиотеку, базу знаний компании.

Для успешной адаптации большого количества сотрудников могут потребоваться симуляторы, тренажеры для освоения техники, иные ресурсы и инструменты.

Если вся программа профессиональной адаптации завершена, рекомендуем провести итоговый опрос. Сотрудник ответит на перечень вопросов, подготовленных лицами, отвечающими за процесс. Если опрос покажет недостаточный уровень вовлеченности, необходимо провести дополнительные мероприятия, скорректировать модель отношения к работнику. Плохие результаты адаптации могут стать причиной для увольнения, если для этого есть основания по ТК РФ.

Чем поможет работа с модулями «Добыто»

Использование программ и сервисов не гарантирует успех профессиональной адаптации, но упрощает этот процесс. Модули «Добыто» помогут работодателю:

  • спланировать любые кадровые мероприятия, связанные с подбором персонала и адаптации;
  • правильно оформить документы по кадровому делопроизводству;
  • предоставить новому работнику доступ к электронным ресурсам компании (база знаний и т.д.);
  • организовать быстрое взаимодействие по всем вопросам, возникающих в процессе адаптации.

Работая с сервисами «Добыто», новый работник получит дополнительные навыки. Ознакомиться с возможностями модулей можно в бесплатной демоверсии.

У адаптации обязательно должны быть достижимые цели
У адаптации обязательно должны быть достижимые цели

Заключение

  • Профессиональная адаптация работников предусматривает их привыкание к условиям труда в новой компании, вовлечение во внутренние процессы, ознакомление с коллективом, выстраивание нормальных взаимоотношений.
  • В процессах профессиональной адаптации участвует сам сотрудник (либо группа кадров), руководство компании и профильного подразделения, специалисты кадровой службы. Также возможен вариант с привлечением наставника, сторонних экспертов.
  • Для повышения эффективности процессов адаптации необходимо использовать программы, приложения и сервисы. Оптимальным решением может стать работа с модулями «Добыто».

FAQ

Что такое профессиональная адаптация работников?

Это комплекс взаимосвязанных процессов, решений и мероприятий со стороны работодателя. Их итогом будет полноценное вовлечение нового специалиста в коллектив, привыкание к особенностям туда и дисциплины.

Когда проводится профессиональная адаптация работников?

Эти процессы проводятся сразу после приема на работу нового сотрудника. Точная продолжительность адаптации зависит от специфики должности (профессии), целей работодателя, обстановки в коллективе.

Кто принимает участие в профессиональной адаптации работников?

Общий контроль за этим процессов осуществляет руководство компании. Но все практические мероприятия проводят специалисты кадровой службы, наставники, руководители профильных подразделений.

Список источников

Добыто