Основные подходы к кадровому обеспечению учебного процесса

Блог

Работодатель заинтересован в профессионализме своих сотрудников – опытный персонал является конкурентным преимуществом в бизнесе. Во многих отраслях наблюдается резкая нехватка специалистов, и компаниям не остается ничего другого, кроме самостоятельного обучения перспективных кадров. К обучению относится и адаптация, и заключение ученического договора, и аттестация, курсы повышения квалификации. Нередко работодатели предоставляют возможности для самостоятельной учебы и развития сотрудников – посредством создания базы знаний с помощью модуля «Добыто. Знания», использования LMS-систем, предоставления доступа к обучающим материалам, инструкциям. Наставничество тоже относится к кадровому обеспечению учебного процесса.

Читайте, какие подходы к кадровому обеспечению учебного процесса может использовать работодатель, как организовать процесс обучения с использованием электронных сервисов, чем поможет модуль «Добыто. Знания».

Основные виды учебного процесса в компаниях

В трудовом законодательстве определены 3 вида обучения на рабочем месте: подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка. При подготовке сотрудники обучаются навыкам работы в компании в соответствии со спецификой деятельности. К подготовке относится проведение первичного инструктажа, адаптация работников, наставничество.

Повышение квалификации подразумевает подготовку сотрудника в рамках имеющейся у него квалификации для соответствия знаний и умений при исполнении должностных обязанностей. Переподготовка – получение навыков и знаний для решения совершенно иных задач в рамках новой для него квалификации.

Мнение эксперта. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации можно проводить в собственном учебном центре (корпоративном университете), если таковой имеется в компании, или отправлять сотрудников на курсы в специализированные учебные центры.

Обеспечение учебного процесса - это одно из важнейших направлений кадровой политики компании
Обеспечение учебного процесса — это одно из важнейших направлений кадровой политики компании

Методы организации учебного процесса

Все методы, практикуемые в компаниях при кадровом обеспечении учебного процесса, можно условно поделить на 2 вида: формальные и неформальные. Разница в них заключается в том, какие усилия должны прикладывать сотрудники к учебе:

  • Формальные методы. Традиционные способы обучения, когда есть «учителя» и «ученики», учебная программа, промежуточные тестирования и итоговый экзамен. Различные курсы, вебинары, профессиональная подготовка относятся к формальным методам. Плюс формальных методов – массовое обучение персонала по программам, разработанным с учетом специфики конкретного бизнеса. Главный минус таких методов – отсутствие мотивации сотрудников, а также отрыв от производственного процесса.
  • Неформальные методы. К неформальным относятся методы, при которых передача знаний осуществляется непосредственно в ходе производственных процессов, и иным способом получить такие знания невозможно. Например, инструкции, схемы, справочники – это элементы формальных методов, а наставничество, копирование, коучинг относятся к неформальным методам. Сюда же можно отнести самообучение с использованием базы знаний «Добыто. Знания». Преимущество – возможность передать сотрудникам знания, которые пригодятся им для более эффективного выполнения трудовых обязанностей. Недостаток – невозможно структурировать знания, передающиеся при неформальных методах. Например, более опытный сотрудник сможет поделиться какими-то тонкостями, хитростями работы с новичками, но разработать инструкции для этих знаний он не сможет, т.е. знания передают на практике.

Обычно в компаниях используют модели, сочетающие формальные и неформальные методы корпоративного обучения. Наиболее популярная модель – «70-20-20», где 70% времени занимает экспериментальное обучение с выполнением задач и практики, 20% тратится на социальное обучение (общение с коллегами, посещение тренингов) и 20% уделяется традиционным методам обучения с курсами, тестированием и пр. Рассмотрим подробнее экспериментальное, социальное и традиционное обучение, и почему именно такая модель, разработанная еще в 1996 г., с успехом применяется в крупных компаниях по всему миру и сегодня.

Экспериментальное обучение

Под экспериментальным обучением чаще всего подразумевают знания и опыт, полученные сотрудником самостоятельно при выполнении различных заданий, самоанализа и исправления собственных ошибок. Самообучение с использованием различных справочников, включая базу знаний «Добыто. Знания» тоже относится к экспериментальным методам корпоративного обучения.

Именно опыт, самостоятельное получение знаний является основным признаком экспериментального подхода. Для этого у работников должна быть мотивация, желание учиться, чтобы с успехом применять полученные знания на практике. Если с базой знаний все относительно просто – сотрудник сам получает знания, используя онлайн-энциклопедию в качестве справочника для получения ответов на вопросы и более эффективного исполнения трудовых обязанностей, то с некоторыми другими экспериментальными методами немного сложнее, поскольку они частично относятся и к социальному обучению. Выделим некоторые из техник, пришедших в Россию из западных стран:

  • Шедоуинг (Job Shadowing). Суть метода – новичок следует за более опытным сотрудником как тень, и буквально «впитывает» знания, получая информацию в основном визуально. К шедоуингу относится копирование, т.е. менее опытный работник копирует то, как более опытный сотрудник исполняет трудовые обязанности. Есть несколько моментов относительно данного метода. Первый – новичок должен быть действительно заинтересованным в получении знаний, опыта, а не отвлекаться на внешние факторы. Второе – не все люди могут воспринимать информацию визуально, поскольку кому-то нужны дополнительные инструкции, ответы на вопросы. Наконец, далеко не каждый работодатель готов оплачивать время, которое сотрудник не тратит напрямую на работу. Еще нужно найти опытного специалиста, готового к такому эксперименту.
  • Сторителлинг (Storytelling). Сотрудники сочиняют и рассказывают корпоративные истории, придумывают мифы, делятся интересными фактами о работе, о своих успехах и неудачах. Рассказывают истории неформально. Суть метода – рассказать захватывающую историю, которая поможет вдохновить, мотивировать других сотрудников справляться с трудностями и решать корпоративные задачи. Сторителлинг способствуют личному развитию работников. Истории необязательно рассказывать устно – можно пользоваться модулем «Добыто. Знания» или блогом на корпоративном сайте.
  • Секондмент (Secondment). Данный экспериментальный метод подразумевает временное командирование сотрудника на другое место работы с целью получения новых знаний, профессиональных навыков. Изначально сотрудников отправляли в другой отдел внутри компании – это позволяло сплотить командный дух, лучше понимать суть корпоративной политики и целей. В настоящее время под секондментом подразумевают также командирование в другое структурное подразделение, в другую компанию. Работник может быть командирован в коммерческую, государственную, благотворительную организацию. Обычно человек задействован на полный рабочий день, и длительность такой командировки может достигать 12 месяцев.
  • Баддинг (Buddying). Название термина происходит от английского слова buddy (приятель). Фактически, это наставничество, когда на начальном этапе более опытный коллега берет шефство над новичком, хотя иногда наставничество и баддинг относят к разным методам. Наставничество считается более традиционным методом, поскольку работу нового сотрудника контролирует опытный специалист компании, а баддинг подразумевает приятельские отношения и индивидуальный подход к обучению каждого работника.

Отдельно стоит рассмотреть иммерсивное обучение, при котором сотрудник полностью или частично погружается в виртуальную среду, в которой выполняет определенные задачи. Используются разные технологии – виртуальная, дополненная, смешанная реальность. Поскольку стоимость такого оборудования высока, и еще дороже стоит разработка обучающих программ, то позволить себе иммерсивное обучение могут крупные компании и корпорации. Часто подход используют в нефтегазовой отрасли для отработки навыков при аварийных ситуациях, когда на практике подобный опыт получить трудно. Также иммерсивное обучение практикуют в сфере медицины, атомной энергетики.

Перечень проблем, которые нужно учесть при кадровом обеспечении учебного процесса
Перечень проблем, которые нужно учесть при кадровом обеспечении учебного процесса

Традиционные методы обучения

Традиционные методы предназначены для репродуктивного обучения, т.е. изучения теории с последующей отработкой знаний на практике.

Для кадрового обеспечения учебного процесса при традиционных методах используется дистанционное обучение с применением LMS-систем, баз знаний «Добыто. Знания». Также полезным будет модуль «Добыто. КЭДО», где сотрудники получают доступ к основным кадровым документам, включая должностные инструкции, тексту инструктажа по технике безопасности и охране труда. Кроме дистанционной может использоваться и очная форма с проведением лекций, практических занятий, промежуточного и итогового тестирования.

Среди основных методов традиционного корпоративного обучения можно отметить следующее:

  • Аудиторное обучение. Чтение лекций специалистом в аудитории с сотрудниками или дистанционно в формате видеоконференции. Необходимо составить учебную программу (курс), выделить время на проведение лекций. Проблема в том, что знания могут быстро устаревать, и потребуется часто менять программу. К минусу можно отнести отсутствие практического закрепления теоретических знаний. В целом, лекции можно публиковать и в базе знаний модуля «Добыто. Знания», периодически проверяя актуальность информации и внося необходимые корректировки.
  • Ответы на вопросы. Закрепление теоретических знаний путем ответа на обязательные вопросы в конце каждого учебного материала. Применяется для самоконтроля сотрудников. Можно использовать бесплатные сервисы для тестирования персонала.
  • Дискуссии. Разновидность социального обучения, при которой группа участников обсуждает определенные вопросы, ищет решение конкретных проблем. Разновидность дискуссий – «мозговой штурм».
  • Инструктаж. Освоение практических навыков путем выполнения сегментированных действий для решения какой-либо задачи. Инструкции подразумевают строгое соблюдение последовательности действий. Подходят для работников-исполнителей, кадровиков, бухгалтеров при работе с документацией, формирования отчетов.

Традиционные методы хотя и используются кадровиками, HR-менеджерами, но сами по себе не являются универсальными способами получения знаний. Все чаще компании сочетают традиционные и экспериментальные методы корпоративного обучения. Такой подход помогает в получении профессиональных навыков, личностного развития персонала, укрепления корпоративного духа.

Мнение эксперта. Упомянутая ранее модель «70-20-20» не является строго обязательной – каждый работодатель может перераспределить время, затрачиваемое на экспериментальное, социальное и традиционное обучение так, как это будет лучше для конкретных бизнес-процессов.

Основные подходы к решению проблем с учебным процессом в компании
Основные подходы к решению проблем с учебным процессом в компании

Преимущества сервиса «Добыто. Знания» при корпоративном обучении сотрудников

Модуль «Добыто. Знания» представляет собой гибкую базу знаний, которую можно использовать при корпоративном обучении персонала. Не требуется значительных финансовых вложений и сложного внедрения, настройки сервиса. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу пользоваться модулем в качестве автора могут не только кадровики, но и рядовые сотрудники, что особенно пригодится при сторителлинге. Из других преимуществ можно отметить доступную стоимость, хранение информации разного типа (текст, графика, схемы, анимации, таблицы), надежную защиту данных от кражи и утери.

Мнение эксперта. Модуль «Добыто. Знания» подойдет и при самостоятельной подготовке к переподготовке, повышению квалификации, аттестации. Не потребуется задействовать кадровиков или опытных специалистов, коучеров для получения необходимых знаний сотрудниками.

Заключение

  • Кадровое обеспечение учебного процесса заключается, во-первых, в поиске специалистов и опытных сотрудников, готовых делиться явными и неявными знаниями, а, во-вторых, в применении специализированного ПО (систем) для предоставления возможности работникам самостоятельно обучаться и оценивать уровень знаний.
  • Модуль «Добыто. Знания» станет хорошим инструментом для создания корпоративной базы знаний – им смогут пользоваться как новички при адаптации, так и опытные сотрудники при поиске решений текущих задач.
Правильная оценка учебных процессов - залог общего успеха работы с кадрами
Правильная оценка учебных процессов — залог общего успеха работы с кадрами

Вопросы и ответы

База знаний «Добыто. Знания» доступна всем сотрудникам компании?

Да, но можно ограничить доступ к определенным разделам для конкретных сотрудников и структурных подразделений. Например, корпоративная политика должна быть доступна всему персоналу, а нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета – только бухгалтерии.

Можно ли полностью отказаться от корпоративного обучения?

Практически во всех сферах бизнеса те или иные элементы корпоративного обучения все равно будут присутствовать – например, наставничество (баддинг), самообучение при поиске необходимой информации. Важно понимать, что сотрудники могут искать информацию в разных местах, и такая информация может оказаться устаревшей или вовсе неверной. Поэтому работодатель заинтересован в том, чтобы давать персоналу определенные знания, которые пригодятся для эффективного исполнения трудовых обязанностей.

Можно ли уволить сотрудника, чьи компетенции, навыки не соответствуют занимаемой должности?

Да, конечно – обязанности сотрудника, необходимые навыки и знания указываются в должностной инструкции или трудовом договоре. Если работник будет ненадлежащим образом исполнять трудовые обязанности, то его можно уволить по статье. Другое дело, что в связи с дефицитом кадров работодателю будет проще обучить такого сотрудника, чем искать нового специалиста.

Список источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто