Методы управления персоналом

Блог

Управление персоналом включает комплекс мер, направленных на укомплектование компании квалифицированными кадрами, повышение эффективности их работы, снижения текучести. Для этого можно использовать социально-психологические, административные и экономические методы. Их реализацией занимается не только руководство организации, но и кадровая служба, иные подразделения и специалисты. Чтобы получить отдачу от управления персоналом, важна и обратная связь с сотрудниками.

Читайте, какие методы управления персоналом используют в организацию, как внедрить и использовать систему таких мер, по каким показателям можно оценивать работу сотрудников.

Что входит в систему управления персоналом

Управление персоналом – это одна из ключевых задач руководства любой организации. Система управления может включать:

  • различные действия и мероприятия (инструктажи, коллективные встречи, тренинги и т.д.);
  • издание локальных и индивидуальных актов (правила распорядка и режима рабочего дня, инструкции и положения, и т.д.);
  • прямое или косвенное взаимодействие с самими сотрудниками (личные разговоры, тестирование, рассмотрение обращений и жалоб);
  • принятие решений по кадрам в целом, либо в отношении отдельных работников (например, премирование за высокие показатели труда, применение дисциплинарных мер и т.д.).

Особенности управления персоналом зависят от кадровой политики компании. Она описывает текущие, краткосрочные и стратегические цели, планы и задачи. В общих словах, управление должно обеспечить наличие к компании сотрудников с требуемой квалификацией, которые будут трудиться с максимальной отдачей, иметь определенные стимулы к развитию и профессиональному росту. Система мер должна быть комплексной. Поэтому для ее их реализации необходимо использовать определенные методы, обоснованные научно и подтвержденные практикой.

Комментарий эксперта. Управление персоналом – это не односторонний процесс. Если рядовой сотрудник не будет заинтересован в повышении показателей труда и развитии, это обязательно скажется на общих результатах деятельности компании. Поэтому руководство вовлекает в процессы весь персонал, оставляя за собой право на принятие текущих и стратегических решений.

Ключевые направления работы с персоналом по каждому из методов управления
Ключевые направления работы с персоналом по каждому из методов управления

Кто участвует в управлении персоналом предприятия

В идеале, общая система управления персоналом должна включать взаимодействие всех сотрудников компании, от руководителя до рядовых рабочих или служащих. Участниками процессов могут быть:

  • учредители организации (как минимум, они осуществляют подбор кандидатуры директора);
  • руководитель предприятия (реализует различные меры по управлению персоналом);
  • кадровая служба (на нее возлагаются основные полномочия по реализации решений, работе с персоналом);
  • специалисты, уполномоченные на принятие административных и иных решений, выполнение задач руководства (например, начальники структурных подразделений).

Персонал будет исполнять решения руководства, участвовать в различных мероприятиях и процессах. Но со своей стороны, от сотрудников тоже зависит эффективность управленческих мер. В худшем варианте, они могут саботировать решения руководства, что ставит под угрозу срыва поставленные задачи.

Какие методы управления персоналом может использовать организация

Теоретическая основа для управления персоналом постоянно совершенствуется. Регулярно появляются новые методики работы с кадрами, которые подкрепляются практикой. Все методы управления условно делятся на 3 группы:

  • организационные (административные) – реализуются за счет властных полномочий, которые есть у руководства;
  • экономические – создают систему стимулов, поощрений и наказаний, которые напрямую повлияют на отношение сотрудников к труду, своим должностным обязанностям;
  • социально-психологические – направлены на создание условий, при которых сотрудник будет доволен работой и микроклиматом в организации, получит определенные социальные гарантии.

Если компания успешно реализует все перечисленные группы методов, она увидит не только повышение эффективности труда и деятельности в целом. Заметно снизится количество трудовых споров и внутренних конфликтов, текучесть кадров. При грамотном управлении персоналом будет проще обосновать поставленные задачи и мотивировать сотрудников исполнять их. Улучшается и общий корпоративный бренд фирмы, что скажется на подборе новых кадров.

Комментарий эксперта. Реализация всех методов управления предусматривает принятие управленческих решений, оформление документации по кадрам. Чтобы упростить эти процессы, можно перейти на систему электронного документооборота. Отличным решением станет использование сервиса «Добыто. КЭДО». Это профессиональное программное приложение, отвечающее всем современным требованиям.

Основа для использования всех методов управления - грамотное кадровое планирование
Основа для использования всех методов управления — грамотное кадровое планирование

Административно-организационные

У руководства изначально есть властные полномочия по отношению к персоналу. Если решение (требование) законно, основано на локальном акте или трудовом договоре, сотрудник обязан исполнить его. В противном случае его могут привлечь к различным мерам дисциплинарной ответственности.

Для управления персоналом всегда используется административно-организационный метод. Он предусматривает:

  • разработку и утверждение локальных актов, которые описывают правила поведения, режим и регламент работы, иные общие моменты (инструкции, положения и т.д.);
  • определение штатной численности и структуры по кадрам, требований к определенным должностям и профессиям;
  • утверждение кадровой политики, которая будет реализована в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
  • нормирование труда, т.е. определение точный показателей деятельности для всего персонала в целом и для отдельных сотрудников;
  • принятие оперативные и стратегических решений, издание приказов для выполнения задач;
  • дача устных и письменных указаний в процессе текущей работы.

Многие из перечисленных действий необходимо выполнить уже на начальном этапе деятельности предприятия. Например, без правил внутреннего распорядка невозможно организовать нормальный режим работы, контролировать выполнение служебных обязанностей.

Система локальных актов должна охватывать весь персонал. Каждый работник знакомится с ними при приеме на работу, по мере внесения изменений. Уточнение общих правил, полномочий и обязанностей осуществляется в индивидуальных актах – приказы, трудовые договоры, должностные инструкции и т.д. На основании этих документов руководство сможет давать обязательные указания, требовать исполнения трудовых функций.

Социально-психологические

Одним лишь административным принуждением руководство никогда не сможет эффективном управлять персоналом. Необходимо обязательно использовать принципы социологии и психологии. Они могут предусматривать прямое или косвенное воздействие на весь штат, на группу работников или на отдельного специалиста. В состав социально-психологических методов управления может входить:

  • предотвращение и устранение внутренних конфликтов, взаимных обид и ссор;
  • создание корпоративной культуры поведения, правил взаимного общения и т.д.;
  • сокращение стрессовых ситуаций, которые влияют на отношение сотрудника к работе;
  • психологическая поддержка в сложных жизненных ситуациях (потеря родственника и т.д.);
  • работа и обучение в команде, грамотное распределение ролей и выявление лидеров;
  • упрощение коммуникаций между сотрудниками, введение общих стимулов для работы в команде.

Социально-психологическая мотивация не менее эффективна, чем экономическое стимулирование. Хорошие взаимоотношения между сотрудниками, взаимное доверие и слаженная командная работа всегда позитивно влияет на персонал. В такой команде хочется оставаться и дальше, а решение об уходе с работы не будет вызвано конфликтами.

Комментарий эксперта. Далеко не каждое предприятие может содержать в штате психолога или социолога. Поэтому для реализации указанного метода можно использовать методические и научные материалы, приобретать соответствующие курсы. Для решения конкретных задач можно привлечь сторонних экспертов. Они проведут психологическое тестирование, проанализируют проблемы в коммуникациях и процессах, помогут с их решением.

Комплекс мер стимулирования при экономическом методе управления персоналом
Комплекс мер стимулирования при экономическом методе управления персоналом

Экономические

Метод экономической мотивации скажется на выплатах работнику, на иных льготах и гарантиях. Предприятие может использовать:

  • систему мер поощрения за индивидуальные или коллективные показатели работы (премирование, вручение ценных подарков и путевок, благодарности и т.д.);
  • систему карьерного роста (сотрудник будет заинтересован в результатах труда, если это повлияет на перевод выше по должности);
  • систему мер дисциплинарных взысканий (например, лишение премий и определенных бонусов на недостатки в работе);
  • систему социальных гарантий и бонусов (компенсация путевок на отдых, направление на культурные и развлекательные мероприятия и т.д.).

Правила применения всех мер стимулирования и наказания описываются в локальны актах. При этом компания не может снижать уровень льгот и гарантий, предоставленных законом. Например, недопустимо лишать сотрудника законных дней отпуска, уменьшать оклад и т.д.

Комментарий эксперта. Меры экономического стимулирования могут носить индивидуальный характер. Например, это может быть разовая выплата, если работник успешно справился со сложной задачей. Планируя поощрения, необходимо заложить соответствующие средства в бюджет компании.

Как выстроить систему управления персоналом

Чтобы все перечисленные выше методы принесли результат, компании необходимо организовать систему управления персоналом. Основные направления действий:

  • подбор, обучение и переквалификация сотрудников, которые будут проводить кадровую политику на предприятии;
  • постоянно изучать потребности персонала, поддерживать обратную связь;
  • внедрить и использовать программное обеспечение, которое упрощает процессы, позволяет контролировать работу с кадрами (оптимальное решение – система «Добыто. КЭДО»);
  • планировать все основные мероприятия по управлению персоналом, отслеживать выполнение задач.

Сам руководитель вряд ли справится с реализацией всех методов управления персоналом. Поэтому основные полномочия по текущим задачам возлагаются на кадровые службы, на иные подразделения и специалистов. Для этого важно грамотно составить инструкции, положения и регламенты работы, которые будут применяться в работе. Для подготовки и согласования всей документации рекомендуем использовать систему «Добыто. КЭДО».

Преимущества использования системы «Добыто. КЭДО» и модуля «Добыто. Знания»

Одним из эффективных способов управления персоналом является использование различных программ, сервисов и приложений. Рекомендуем внедрить систему «Добыто. КЭДО» и модуль «Добыто. Знания», где можно:

  • осуществлять различные процессы и взаимодействия с кадрами;
  • планировать деятельность по управлению персоналом, контролировать сроки выполнения задач;
  • осуществлять разработку, согласование и подписание почти всех документов по кадрам;
  • организовать мероприятия по обучению и саморазвитию сотрудников, проверку их знаний.

Система проста в настройке под задачи компании, интегрируется с другим программным обеспечением. Чтобы получить представление об основных функциях сервиса «Добыто. КЭДО», закажите бесплатную демоверсию!

Чтобы убедиться в эффективности выбранных методов, необходимо проводить оценку персонала по различным критериям
Чтобы убедиться в эффективности выбранных методов, необходимо проводить оценку персонала по различным критериям

Заключение

  • Каждая система управления персоналом основана на определенных принципах и методах. Реализацией мер по управлению занимается руководство компании, кадровая служба.
  • Для управления персоналом используют организационные (административные), социально-психологические и экономические методы. Оптимальным вариантом является их сочетание исходя из текущей ситуации с кадрами, положений кадровой политики.
  • Чтобы реализовать все методы управления на практике, необходимо разрабатывать и утверждать локальные акты, принимать решения, проводить мероприятия с персоналом. Для подготовки документации можно использовать функционал системы «Добыто. КЭДО».

FAQ

Что такое методы управления персоналом?

Это совокупность решений, действий и мероприятий, которые позволят укомплектовать компанию кадрами, создать нормальные условия для работы, ввести стимулирование к труду. Чтобы реализовать все методы на практике, на предприятии разрабатываются различные документы.

Что входит в методы управления персоналом?

Все методы условно делятся на 3 группы – социально-психологические, экономические и административные (организационные). Даже в небольших компаниях обычно встречаются меры по всем перечисленным методам.

Как использовать методы управления персоналом?

Как минимум, в компании должны быть локальные акты, которые будут применяться в работе с персоналом. Сюда входят приказы, инструкции, правила, регламенты и иная документация. Также важные текущие указания, даваемые руководством в рамках закона, локальных актов и должностных инструкций.

Список источников

Добыто