В бизнесе руководители знают цену квалифицированным кадрам и сотрудникам, имеющим потенциал, поэтому не жалеют времени и денег на повышение уровня знаний таких специалистов. Различные курсы, тренинги, обучающие программы, справочники – всё это традиционные методы обучения, которые не всегда позволяют добиться заметного результата. Дело в том, что способности к восприятию информации у всех людей разные – кто-то лучше учится с помощью чтения, другим подходит визуальная подача информации с примерами, третьи предпочитают иметь обратную связь с преподавателем (инструктором, ведущим курсов). Но даже столь разные по восприимчивости к информации группы людей можно эффективно обучать, используя неформальные методы обучения. К таким методам и относится эдьютейнмент.
Читайте, что включает понятие эдьютейнмент, как организовать и совместить обучение и развлечения, какие преимущества получит работодатель и рядовые сотрудники.
Терминология
Эдьютейнмент (edutainment) – термин, состоящий из частей слов «education» (обучение) и «entertainment» (развлечение), и определяющий обучение в развлекательной форме для увлечения сотрудников процессом.
Мнение эксперта. Обратите внимание, что развлечение – это лишь первая стадия эдьютеинмента. На самом деле слова «увлечение» и «развлечение» в российском языке имеют разное значение, хотя entertainment традиционно переводится именно как развлечение. Это важный момент, поскольку в эдьютеинменте присутствуют не только развлекательные формы донесения информации.
Зачем нужен эдьютеинмент в обучении персонала?
Эдьютеинмент – это не совсем способ обучения, а, скорее, комплекс подходов к подаче информации в форме, отличной от традиционной. К традиционной форме учебного процесса относится следующее:
- Чтение учебников, справочников, работа с базой знаний и прочей текстовой информацией.
- Лекции – устная подача материала тем, кто владеет соответствующими знаниями.
- Теоретическая проверка знаний – тестирование с выбором ответов или расширенными ответами.
- Практическая проверка – проверка знаний путем применения их на практике.
Эти, и многие другие форматы обучения, можно проводить с использованием сервиса «Добыто. Знания».
Традиционные способы обучения имеют ряд недостатков:
- Скучная подача материала – когда сотрудникам становится неинтересно, то теряется фокусировка внимания, и обучающиеся просто не получают необходимые знания.
- Подходит не для всех – как было сказано выше, каждый человек по разному воспринимает подачу информации.
- Требуется длительная подготовка – разработка соответствующих курсов, привлечение дополнительных специалистов (дополнительная нагрузка на сотрудников HR-отдела), отрыв от трудовой деятельности на период обучения.
- Расходы на обучение сотрудников при прохождении курсов повышения квалификации, тренингов, которые не всегда оправданы.
- Психологический дискомфорт – не все сотрудники готовы снова «садиться за парту», а потом еще и сдавать экзамены. Зачем лишний раз создавать своим специалистам стрессовые ситуации.
Эдьютеинмент, как комплекс нестандартных, неформальных подходов к учебному процессу, лишен перечисленных недостатков. Он необходим для решения следующих задач:
- Увлечение сотрудников процессом обучения, когда учеба становится не просто необходимым, но и интересным, увлекательным занятием.
- Повышение мотивации – сотрудникам необходимо или победить, или не проиграть, достичь каких-то результатов, получить новые знания, которые помогут им в работе. Мотивация здесь – личностный рост, возможность упрощения каких-то типовых рутинных процедур с помощью нового ПО или алгоритмов, подходов к решению задач.
- Простое отслеживание прогресса обучения – эдьютеинмент находится в цифровой сфере, и все показатели (прогресс, усвояемость материала, степень погружения в программу) можно легко представить в виде отчетов с таблицами, цифрами. Сотрудники отдела кадров, руководители могут отслеживать, насколько эффективно проводится обучение персонала.
Используя сервис «Добыто. Знания», можно выбирать именно те форматы обучения, которые отвечают требованиям компании.
Виды эдьютеинмента
Подходы к обучению персонала с увлечением подразумевают использование различных методов, техник, включая следующее:
- Геймификация.
- Игропедагогика.
- Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность.
- Система управления обучением (LMS).
- Театрализованный формат обучения.
Геймификация
Внедрение игровых элементов в учебный процесс. К стандартным игровым элементам относится следующее:
- Система баллов (наград, очков) – какое-то числовое значение, позволяющее одному игроку победить или получить преимущество над другим. Сюда можно отнести баллы, бейджи, таблицы лидеров (лидерборды), игровую валюту. Классический пример: очки за успешное выполнение заданий, игровая валюта, на которую сотрудник может «купить» себе какие-то игровые предметы, бонусы.
- Квесты – отдельные задания, которые сотрудники должны выполнить в рамках обучающей программы. Квесты могут быть игровыми сами по себе или неигровыми (например, найти ошибку в технической документации, обслужить 5 клиентов в торговом зале и пр.). Квесты могут являться аналогом уровней или входить в них.
- Команды – разделение сотрудников на несколько команд, соревнующихся друг с другом. Помогает в развитии командного духа, умении нести ответственность за своих подчиненных, принимать решения на основе предложенных вариантов.
Выше перечислены лишь некоторые из возможных игровых элементов, которые можно включить в процесс обучения. Рекомендуем оценить возможности сервиса «Добыто. Знания», который разработан специально для обучения и развития кадров.
Мнение эксперта. Как показывает западная практика, наиболее часто при геймификации используется 3 элемента: баллы, бейджи и лидерборды. Этих элементов вполне достаточно для увлечения сотрудников, причем, для достижения как личного, так и командного результата.
Игропедагогика
Игропедагогика подразумевает обучение через игру, т.е. в качестве основы тут выступает та или иная игра, во время которой сотрудники получают определенные знания. В любой игре есть правила, механики (способы совершения действий, взаимодействие, обратная связь), динамики (игровая логика, ограничения, игровое пространство и его воздействие на игроков).
Главное в игропедагогике по отношению к обучению персонала является следующее:
- Обязательное соответствие правил игры с учебными целями.
- Наличие определенных «рисков» – игра, в которой изначально нельзя проиграть, неинтересна.
- Возможность выбора – даже, если игра является линейной, необходимо, чтобы у сотрудников был выбор того или иного действия.
Планировать мероприятия по обучению можно в системе «Добыто. КЭДО».
VR и AR в системе обучения сотрудников
Виртуальная и дополненная реальность могут использоваться повсеместно в эдьютеинменте, но наиболее эффективно их использование там, где проверка знаний, навыков на практике:
- невозможна – например, нельзя проверить ответственного за пожарную безопасность – только при учениях, которые не отражают множество факторов, встречающихся при реальном пожаре и эвакуации людей из здания;
- слишком дорогостоящая – к примеру, в школе пилотов VR-тренажеры являются незаменимым инструментом при проведении тренировочных полетов до того, как пилот сядет за штурвал настоящего воздушного судна.
Особенно полезно использование VR для обучения и контроля сотрудников, задействованных в производственной сфере – в нефтегазовой, химической промышленности. Кроме непосредственного обучения можно проводить проверки, в том числе и с созданием нештатных ситуаций. Можно оценить время, затрачиваемое сотрудниками на выполнение определенных действий, производительность труда, скорость реакции на ситуации, точность выполнения работ. Все выявленные ошибки при взаимодействии с VR впоследствии анализируются специалистами, и проводятся соответствующие мероприятия – повышение квалификации сотрудников, прохождение практики с использованием макетов или реального оборудования, аттестация и пр.
Естественно, что в малом и среднем бизнесе из-за высокой стоимости разработки симуляций VR вряд ли кто-то будет внедрять в процесс обучения, а крупные компании вполне могут себе это позволить.
Система управления обучением (LMS)
LMS представляет собой «коробочное» решение или облачный сервис для разработки курсов, интерактивного обучения и контроля знаний сотрудников компании. Нередко с помощью LMS проводят обучение и проверку знаний соискателей, партнеров, дилеров или официальных представителей, а не только штатного персонала.
В системе управления обучением можно выделить следующие элементы, способные увлечь сотрудников:
- Разные форматы учебных материалов – текст, видео, аудио, мини-игры, онлайн-лекции и пр. Комбинация разных форматов делает учебный процесс легче усвояемым.
- Возможность обучаться в любом месте и в любое время – доступ к онлайн-сервису часто возможен не только с любого ноутбука, но и с мобильного устройства. Достаточно лишь авторизоваться в системе.
- Отслеживание прогресса. В рамках конкретной программы, курса каждый сотрудник может следить за своим прогрессом.
- Система баллов и бонусов. В LMS могут быть элементы геймификации – баллы, награды, бейджи, таблицы лидеров.
- Контроль. Тестирование – неотъемлемая часть учебного процесса, позволяющая оценить не только то, как успешно сотрудники усвоили новый материал, но и насколько эффективна сама программа, курс.
Театрализация
Под театрализованным обучением подразумевается не только и столько создание каких-то сцен с вовлечением сотрудников, сколько комплексный подход к нецифровому обучению в коллективе. К популярным театрализованным способам можно отнести следующее:
- Разнообразные сценки, имитирующие реальные ситуации на работе – например, общение с неадекватным клиентом, совместная работа над документом из базы знаний, но без непосредственного использования компьютера и пр.
- Всевозможные корпоративные мероприятия – тренинги, выездные мероприятия и пр.
- Лекции в формате TED Talks.
Одно из преимуществ театрализованного подхода к обучению заключается в «живом» общении и, соответственно, в обратной связи между преподавателями и сотрудниками. Преподаватель может сразу же обратить внимание на какие-то ошибки во время тренинга, и показать способы, как такие ошибки можно исключить. Сотрудники также могут уточнять то, что им не совсем понятно из материала.
Плюсы и минусы эдьютеинмента
Преимущества:
- Контент, подаваемый в развлекательной форме, легче запоминается и усваивается. С большей долей вероятности сотрудники запомнят сценку из жизни, разыгрываемую перед ними актерами, чем текстовый пример в книге или на сайте. Опять же, лекции в формате TED Talks воспринимаются лучше, чем обычные лекции приглашенным специалистом.
- Стимулирование самостоятельной познавательной активности. Вспомогательная задача эдьютеинмента заключается в развитии у сотрудников интереса к обучению в целом, а не только в рамках конкретного курса. В дальнейшем работники могут самостоятельно получать дополнительные сведения из разных источников для накопления знаний, которые будут помогать им в трудовой деятельности.
- Создание комфортной психологической обстановки. В отличие от лекционных залов, конференц-залов, где проводятся «скучные» традиционные лекции, а потом еще и тестирование в классическом формате при внедрении эдьютеинмента в корпоративном обучении создается комфортная для сотрудников среда. Человек не испытывает стресса при таком подходе, а, напротив, внутренне раскрывается. Одна из вспомогательных целей эдьютеинмента как раз и заключается в раскрытии талантов и умений, которые должны помочь в трудовой деятельности.
Недостатки:
- Завышенные ожидания. Вовлечение в обучение и само эффективное обучение неравносильно вовлеченности в трудовой процесс и рост эффективности труда. Часто возникает путаница, когда прекрасные результаты сотрудников в рамках прохождения обучения не дают столь же хорошие показатели непосредственно в работе.
- Неправильно разработанная программа изначально не повысит уровень знаний. Часто эдьютеинмент для сотрудников превращается в тимбилдинг, и далеко не из-за их вины. Если в программе, курсе изначально не определены четкие цели, критерии оценки полученных знаний и умений, если развлечения, а не обучение становится основным в рамках учебы, то ни о каком усвоении учебного материала и его дальнейшего практического применения речи идти не может.
- Технические сложности. Учебную программу с неформальной подачей материала разрабатывают с учетом реальных возможностей и технического оснащения. Есть ли у компании возможность пригласить «раскрученных» тренеров, можно ли внедрить подход эдьютеинмента в действующие в компании системы управления персоналом, управления обучением?
Реализация эдьютеинмента
Наиболее простой и удобный способ реализации – использование готовых решений, шаблонов в системе управления персоналом, системе управления обучением, в специализированной HR-системе. Разработчики предлагают отдельные модули для эдьютеинмента – например, таблицу лидеров по каким-то показателям и пр. Сотрудники могут, имея доступ к системе, отслеживать в режиме реального времени свой прогресс, накопленные баллы, место в таблице лидеров и другие сведения. Рекомендуем обратить внимание на сервис «Добыто. Знания».
Мнение эксперта. Не забывайте, что эдьютеинмент – это подход к образовательному процессу, а не инструмент для обучения. Можно использовать данный подход с различными информационными системами, в том числе и с модулями управления персоналом в системе кадрового электронного документооборота. Важно понимать, как внедрить такой подход, какие задачи он должен решить и по каким критериям оценивать его эффективность.
Заключение
- В западных странах эдьютеинмент не является чем-то новым, но для российского бизнеса подобный подход пока что только начинает внедряться. Обучение с вовлечением в учебный процесс характерно для крупных компаний, имеющих подразделения, филиалы и большой штат сотрудников. Но и малый, средний бизнес также может эффективно использовать методы эдьютеинмента для обучения своих сотрудников.
- Важно понимать, что в эдьютеинменте обучение, знания выходят на первый план, а развлечения – лишь один из способов привлечения внимания сотрудников. Игра может иметь место при таком подходе, но не нужно путать эдьютеинмент и игропедагогику, геймификацию. При разработке учебной программы или курса нужно сразу определить конечные цели и то, как будет оцениваться эффективность обучения персонала.