Эдьютейнмент в обучении сотрудников: сущность, виды и принципы

Блог

В бизнесе руководители знают цену квалифицированным кадрам и сотрудникам, имеющим потенциал, поэтому не жалеют времени и денег на повышение уровня знаний таких специалистов. Различные курсы, тренинги, обучающие программы, справочники – всё это традиционные методы обучения, которые не всегда позволяют добиться заметного результата. Дело в том, что способности к восприятию информации у всех людей разные – кто-то лучше учится с помощью чтения, другим подходит визуальная подача информации с примерами, третьи предпочитают иметь обратную связь с преподавателем (инструктором, ведущим курсов). Но даже столь разные по восприимчивости к информации группы людей можно эффективно обучать, используя неформальные методы обучения. К таким методам и относится эдьютейнмент.

Читайте, что включает понятие эдьютейнмент, как организовать и совместить обучение и развлечения, какие преимущества получит работодатель и рядовые сотрудники.

Терминология

Эдьютейнмент (edutainment) – термин, состоящий из частей слов «education» (обучение) и «entertainment» (развлечение), и определяющий обучение в развлекательной форме для увлечения сотрудников процессом.

Мнение эксперта. Обратите внимание, что развлечение – это лишь первая стадия эдьютеинмента. На самом деле слова «увлечение» и «развлечение» в российском языке имеют разное значение, хотя entertainment традиционно переводится именно как развлечение. Это важный момент, поскольку в эдьютеинменте присутствуют не только развлекательные формы донесения информации.

Компания может использовать разные форматы и методики обучения персонала
Компания может использовать разные форматы и методики обучения персонала

Зачем нужен эдьютеинмент в обучении персонала?

Эдьютеинмент – это не совсем способ обучения, а, скорее, комплекс подходов к подаче информации в форме, отличной от традиционной. К традиционной форме учебного процесса относится следующее:

  • Чтение учебников, справочников, работа с базой знаний и прочей текстовой информацией.
  • Лекции – устная подача материала тем, кто владеет соответствующими знаниями.
  • Теоретическая проверка знаний – тестирование с выбором ответов или расширенными ответами.
  • Практическая проверка – проверка знаний путем применения их на практике.

Эти, и многие другие форматы обучения, можно проводить с использованием сервиса «Добыто. Знания».

Традиционные способы обучения имеют ряд недостатков:

  • Скучная подача материала – когда сотрудникам становится неинтересно, то теряется фокусировка внимания, и обучающиеся просто не получают необходимые знания.
  • Подходит не для всех – как было сказано выше, каждый человек по разному воспринимает подачу информации.
  • Требуется длительная подготовка – разработка соответствующих курсов, привлечение дополнительных специалистов (дополнительная нагрузка на сотрудников HR-отдела), отрыв от трудовой деятельности на период обучения.
  • Расходы на обучение сотрудников при прохождении курсов повышения квалификации, тренингов, которые не всегда оправданы.
  • Психологический дискомфорт – не все сотрудники готовы снова «садиться за парту», а потом еще и сдавать экзамены. Зачем лишний раз создавать своим специалистам стрессовые ситуации.

Эдьютеинмент, как комплекс нестандартных, неформальных подходов к учебному процессу, лишен перечисленных недостатков. Он необходим для решения следующих задач:

  • Увлечение сотрудников процессом обучения, когда учеба становится не просто необходимым, но и интересным, увлекательным занятием.
  •  Повышение мотивации – сотрудникам необходимо или победить, или не проиграть, достичь каких-то результатов, получить новые знания, которые помогут им в работе. Мотивация здесь – личностный рост, возможность упрощения каких-то типовых рутинных процедур с помощью нового ПО или алгоритмов, подходов к решению задач.
  • Простое отслеживание прогресса обучения – эдьютеинмент находится в цифровой сфере, и все показатели (прогресс, усвояемость материала, степень погружения в программу) можно легко представить в виде отчетов с таблицами, цифрами. Сотрудники отдела кадров, руководители могут отслеживать, насколько эффективно проводится обучение персонала.

Используя сервис «Добыто. Знания», можно выбирать именно те форматы обучения, которые отвечают требованиям компании.

Виды эдьютеинмента

Подходы к обучению персонала с увлечением подразумевают использование различных методов, техник, включая следующее:

  • Геймификация.
  • Игропедагогика.
  • Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность.
  • Система управления обучением (LMS).
  • Театрализованный формат обучения.

Геймификация

Внедрение игровых элементов в учебный процесс. К стандартным игровым элементам относится следующее:

  • Система баллов (наград, очков) – какое-то числовое значение, позволяющее одному игроку победить или получить преимущество над другим. Сюда можно отнести баллы, бейджи, таблицы лидеров (лидерборды), игровую валюту. Классический пример: очки за успешное выполнение заданий, игровая валюта, на которую сотрудник может «купить» себе какие-то игровые предметы, бонусы.
  • Квесты – отдельные задания, которые сотрудники должны выполнить в рамках обучающей программы. Квесты могут быть игровыми сами по себе или неигровыми (например, найти ошибку в технической документации, обслужить 5 клиентов в торговом зале и пр.). Квесты могут являться аналогом уровней или входить в них.
  • Команды – разделение сотрудников на несколько команд, соревнующихся друг с другом. Помогает в развитии командного духа, умении нести ответственность за своих подчиненных, принимать решения на основе предложенных вариантов.

Выше перечислены лишь некоторые из возможных игровых элементов, которые можно включить в процесс обучения. Рекомендуем оценить возможности сервиса «Добыто. Знания», который разработан специально для обучения и развития кадров.

Мнение эксперта. Как показывает западная практика, наиболее часто при геймификации используется 3 элемента: баллы, бейджи и лидерборды. Этих элементов вполне достаточно для увлечения сотрудников, причем, для достижения как личного, так и командного результата.

Примерная схема обучения включает следующие стадии
Примерная схема обучения включает следующие стадии

Игропедагогика

Игропедагогика подразумевает обучение через игру, т.е. в качестве основы тут выступает та или иная игра, во время которой сотрудники получают определенные знания. В любой игре есть правила, механики (способы совершения действий, взаимодействие, обратная связь), динамики (игровая логика, ограничения, игровое пространство и его воздействие на игроков).

Главное в игропедагогике по отношению к обучению персонала является следующее:

  • Обязательное соответствие правил игры с учебными целями.
  • Наличие определенных «рисков» – игра, в которой изначально нельзя проиграть, неинтересна.
  • Возможность выбора – даже, если игра является линейной, необходимо, чтобы у сотрудников был выбор того или иного действия.

Планировать мероприятия по обучению можно в системе «Добыто. КЭДО».

VR и AR в системе обучения сотрудников

Виртуальная и дополненная реальность могут использоваться повсеместно в эдьютеинменте, но наиболее эффективно их использование там, где проверка знаний, навыков на практике:

  •  невозможна – например, нельзя проверить ответственного за пожарную безопасность – только при учениях, которые не отражают множество факторов, встречающихся при реальном пожаре и эвакуации людей из здания;
  • слишком дорогостоящая – к примеру, в школе пилотов VR-тренажеры являются незаменимым инструментом при проведении тренировочных полетов до того, как пилот сядет за штурвал настоящего воздушного судна.

Особенно полезно использование VR для обучения и контроля сотрудников, задействованных в производственной сфере – в нефтегазовой, химической промышленности. Кроме непосредственного обучения можно проводить проверки, в том числе и с созданием нештатных ситуаций. Можно оценить время, затрачиваемое сотрудниками на выполнение определенных действий, производительность труда, скорость реакции на ситуации, точность выполнения работ. Все выявленные ошибки при взаимодействии  с VR впоследствии анализируются специалистами, и проводятся соответствующие мероприятия – повышение квалификации сотрудников, прохождение практики с использованием макетов или реального оборудования, аттестация и пр.

Естественно, что в малом и среднем бизнесе из-за высокой стоимости разработки симуляций VR вряд ли кто-то будет внедрять в процесс обучения, а крупные компании вполне могут себе это позволить.

Система управления обучением (LMS)

LMS представляет собой «коробочное» решение или облачный сервис для разработки курсов, интерактивного обучения и контроля знаний сотрудников компании. Нередко с помощью LMS проводят обучение и проверку знаний соискателей, партнеров, дилеров или официальных представителей, а не только штатного персонала.

В системе управления обучением можно выделить следующие элементы, способные увлечь сотрудников:

  • Разные форматы учебных материалов – текст, видео, аудио, мини-игры, онлайн-лекции и пр. Комбинация разных форматов делает учебный процесс легче усвояемым.
  • Возможность обучаться в любом месте и в любое время – доступ к онлайн-сервису часто возможен не только с любого ноутбука, но и с мобильного устройства. Достаточно лишь авторизоваться в системе.
  • Отслеживание прогресса. В рамках конкретной программы, курса каждый сотрудник может следить за своим прогрессом.
  • Система баллов и бонусов. В LMS могут быть элементы геймификации – баллы, награды, бейджи, таблицы лидеров.
  • Контроль. Тестирование – неотъемлемая часть учебного процесса, позволяющая оценить не только то, как успешно сотрудники усвоили новый материал, но и насколько эффективна сама программа, курс.

Театрализация

Под театрализованным обучением подразумевается не только и столько создание каких-то сцен с вовлечением сотрудников, сколько комплексный подход к нецифровому обучению в коллективе. К популярным театрализованным способам можно отнести следующее:

  1. Разнообразные сценки, имитирующие реальные ситуации на работе – например, общение с неадекватным клиентом, совместная работа над документом из базы знаний, но без непосредственного использования компьютера и пр.
  2. Всевозможные корпоративные мероприятия – тренинги, выездные мероприятия и пр.
  3. Лекции в формате TED Talks.

Одно из преимуществ театрализованного подхода к обучению заключается в «живом» общении и, соответственно, в обратной связи между преподавателями и сотрудниками. Преподаватель может сразу же обратить внимание на какие-то ошибки во время тренинга, и показать способы, как такие ошибки можно исключить. Сотрудники также могут уточнять то, что им не совсем понятно из материала.

Официальное понятие эдьютеймента как методики обучения персонала
Официальное понятие эдьютеймента как методики обучения персонала

Плюсы и минусы эдьютеинмента

Преимущества:

  • Контент, подаваемый в развлекательной форме, легче запоминается и усваивается. С большей долей вероятности сотрудники запомнят сценку из жизни, разыгрываемую перед ними актерами, чем текстовый пример в книге или на сайте. Опять же, лекции в формате TED Talks воспринимаются лучше, чем обычные лекции приглашенным специалистом.
  • Стимулирование самостоятельной познавательной активности. Вспомогательная задача эдьютеинмента заключается в развитии у сотрудников интереса к обучению в целом, а не только в рамках конкретного курса. В дальнейшем работники могут самостоятельно получать дополнительные сведения из разных источников для накопления знаний, которые будут помогать им в трудовой деятельности.
  • Создание комфортной психологической обстановки. В отличие от лекционных залов, конференц-залов, где проводятся «скучные» традиционные лекции, а потом еще и тестирование в классическом формате при внедрении эдьютеинмента в корпоративном обучении создается комфортная для сотрудников среда. Человек не испытывает стресса при таком подходе, а, напротив, внутренне раскрывается. Одна из вспомогательных целей эдьютеинмента как раз и заключается в раскрытии талантов и умений, которые должны помочь в трудовой деятельности.

Недостатки:

  • Завышенные ожидания. Вовлечение в обучение и само эффективное обучение неравносильно вовлеченности в трудовой процесс и рост эффективности труда. Часто возникает путаница, когда прекрасные результаты сотрудников в рамках прохождения обучения не дают столь же хорошие показатели непосредственно в работе.
  • Неправильно разработанная программа изначально не повысит уровень знаний. Часто эдьютеинмент для сотрудников превращается в тимбилдинг, и далеко не из-за их вины. Если в программе, курсе изначально не определены четкие цели, критерии оценки полученных знаний и умений, если развлечения, а не обучение становится основным в рамках учебы, то ни о каком усвоении учебного материала и его дальнейшего практического применения речи идти не может.
  • Технические сложности. Учебную программу с неформальной подачей материала разрабатывают с учетом реальных возможностей и технического оснащения. Есть ли у компании возможность пригласить «раскрученных» тренеров, можно ли внедрить подход эдьютеинмента в действующие в компании системы управления персоналом, управления обучением?

Реализация эдьютеинмента

Наиболее простой и удобный способ реализации – использование готовых решений, шаблонов в системе управления персоналом, системе управления обучением, в специализированной HR-системе. Разработчики предлагают отдельные модули для эдьютеинмента – например, таблицу лидеров по каким-то показателям и пр. Сотрудники могут, имея доступ к системе, отслеживать в режиме реального времени свой прогресс, накопленные баллы, место в таблице лидеров и другие сведения. Рекомендуем обратить внимание на сервис «Добыто. Знания».

Мнение эксперта. Не забывайте, что эдьютеинмент – это подход к образовательному процессу, а не инструмент для обучения. Можно использовать данный подход с различными информационными системами, в том числе и с модулями управления персоналом в системе кадрового электронного документооборота. Важно понимать, как внедрить такой подход, какие задачи он должен решить и по каким критериям оценивать его эффективность.

Обучение может проводиться в команде, на базе стороннего образовательного центра
Обучение может проводиться в команде, на базе стороннего образовательного центра

Заключение

  • В западных странах эдьютеинмент не является чем-то новым, но для российского бизнеса подобный подход пока что только начинает внедряться. Обучение с вовлечением в учебный процесс характерно для крупных компаний, имеющих подразделения, филиалы и большой штат сотрудников. Но и малый, средний бизнес также может эффективно использовать методы эдьютеинмента для обучения своих сотрудников.
  • Важно понимать, что в эдьютеинменте обучение, знания выходят на первый план, а развлечения – лишь один из способов привлечения внимания сотрудников. Игра может иметь место при таком подходе, но не нужно путать эдьютеинмент и игропедагогику, геймификацию. При разработке учебной программы или курса нужно сразу определить конечные цели и то, как будет оцениваться эффективность обучения персонала.

Список использованных источников

Валерий

Главный редактор компании Добыто

Добыто